Предисловие. Возрождая живую связь времен

Путь России, ее народа, ее Церкви никогда не был легким. И нынешний ХХ век оказался крайне  тяжелым. Главное испытание-испытание утратой памяти. Гигантский разрыв памяти поколений, выразившийся в отказе от традиций, в утрате живой связи времен большей частью наших соотечественников, произошел в начале века. Результатом этого явились тяжелейшие беды, выпавшие на долю нашего народа, которые продолжаются по сей день. Однако сегодня мы являемся свидетелями чуда: практически из небытия возрождаются древние традиции, о которых еще несколько лет назад нельзя было помыслить. Возрождается душа народа - Русская Православная Церковь…

Из Обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси  Алексия II  к  гражданам Владимиро-Суздальской земли по случаю установления в 1999 году первого юбилейного Поклонного креста в ознаменование 2000-летия Рождества Христова.
       В 1987 году Красная Гора широко отметила  600-летие. Поводом для юбилейных торжеств послужило упоминание в «Списке русских городов, дальних и ближних»,   датированном 1387 годом. Следует сказать, что до 1922 года Красная Гора называлась Поповой Горой. Так она обозначена и в историческом документе конца четырнадцатого века. Это уточнение очень существенно, потому что даже в названии, какое было дано поселению в древние времена, подчеркивалась  важная роль Православной Церкви для местных жителей. Это отмечалось и в изданиях второй половины XIX века. Например, в книге Святителя Филарета Архиепископа Черниговского и Нежинского «Историко-статистическое описание Черниговской епархии».

Когда летом 2005 года  паломник А.Е. Хабло, получивший на подворье Свято-Троицкого Александра Свирского мужского  монастыря благословение о. Александра, посетил Красную Гору, то вот что он рассказал. В Санкт-Петербурге, откуда он начал свое паломничество и где имел беседы  со священнослужителями, и сегодня помнят о том, что Красная Гора прежде называлась Поповой Горой. Ему порекомендовали выбрать маршрут так, чтобы побывал в нашем краю и посмотрел, есть ли на территории района действующие храмы, в каком они находятся состоянии, ведутся ли в них Богослужения. Упоминалось в разговорах паломника со священнослужителями  Санкт-Петербурга и о том, что  прежде в волостном поселении была Свято-Троицкая  церковь.

История Поповогорского (Красногорского) края – это отражение части небольшой истории Российского Государства, многие страницы которой наполнены как трагическими, так и героическими событиями.

И в трудные годы православные христиане Поповогорского края не отрекались от своей веры, завещанной старшими поколениями. Предание  служит в назидание нам, ныне живущим. В семнадцатом веке, когда Попова Гора, административно подчинявшаяся Чернигово-Северской  земле, оказалась в  составе  Речи Посполитой, то захватчики в волостном поселении запретили Православное Богослужение. Это подвигло жителей в лесу (в окрестностях так называемых Сушца и Чиховки) построить деревянный храм, где они по-прежнему  совершали моления, прося Господа Бога об освобождении родных мест от иноземцев. Вот как об этом  в районной газете написал  краевед Сергей Иванович Святогор в статье «Шла борьба за земли наши»: «Длительные и тяжелые войны, внутреннее неблагополучие ослабили силы России. К тому же польские магнаты имели целью посадить на русский престол королевича Владислава. В декабре 1618 года в селе Деулине, близ Троице-Сергиева монастыря, между Русским государством и Речью Посполитой было подписано перемирие. Чтобы получить передышку, русское правительство согласилось уступить Польше Смоленскую, Черниговскую и Новгород-Северскую земли. Попова Гора тоже оказалась в границах Польши. Теперь она превратилась в опорный пункт польской экспансии русских земель. В 1620 году поляки создали в Поповой Горе свой гарнизон войск. Это тяжелым бременем легло на местное население. Для укрепления власти над русскими, украинскими и белорусскими землями, вошедшими в состав Речи  Посполитой, польско-литовские магнаты стремились уничтожить исторически сложившиеся связи с Русским государством. Они всеми мерами добивались разрыва церковных связей между захваченными землями и Москвой и осуществления унии православной церкви с католической. Встретив упорное сопротивление всему этому от населения Поповой Горы, поляки заставили поповогорцев перенести свой православный храм из центра села далеко за его пределы – за речку Чиховку. В селе же в начале   30-х годов XVII столетия построили свой католический храм. Все это в сочетании с тяжелой эксплуатацией накапливало огромнейшее недовольство польским владычеством…. Годом боевых успехов войск гетмана Богдана Хмельницкого стал 1648 год. Народ изгонял польскую шляхту со своих земель…. Гетман послал к Поповой Горе новые казацкие отряды, которые, как рассказывается в одном историческом документе, «и обоз Вишневецкого с Поповой Горы сбили и людей многих побили». Жестокий бой увенчался успехом казацких войск Богдана Хмельницкого…. В 1654 году Переяславская Рада приняла решение  о воссоединении Украины с Россией. Ликовал народ, ликовали и жители нашего края. Под  медно-малиновый звон колоколов православной Поповогорской церкви Святой Троицы жители Поповой Горы и окрестных селений присягнули на верность русскому царю. Приводил их к присяге священник Филон. Церковь благословила народ на подданство России».

В XVIII веке Поповогорская  волость была в подчинении Киево-Печерской лавры, во владении которой находились не только местные храмы, но и земли с населенными пунктами.

Киево-Печерская лавра тогда управляла 3 городами, 7 местечками, около 200 селами и хуторами. Ей были подчинены многие монастыри  на землях нынешней  Украины, Белоруссии и России. В наших краях  она имела владения Бобовичской, Лыщичской и Поповогорской волостями, где по переписи 1782 года проживало 19947 душ обоего пола. В монастырском управлении в те времена состояли такие села и деревни края, как Верхличи, Любовшо, Городечня, Палужская Рудня, Летяхи, Заборье, Батуровка, Макаричи, Селец, Перелазы, Яловка, Увелье и сама Попова Гора.

Двадцатый век после 1917 года для верующих Православной Церкви принес серьезные испытания. «Грех растлил нашу землю»,- утверждал, призывая очистить сердца покаянием и молитвой, Патриарх Московский  и всея Руси Святитель Тихон, принявший в свое окормление Русскую Православную Церковь в тяжелейший для нее период. В обращении к совету народных комиссаров от 13 октября 1918 года Святитель Тихон сказал: «…Сначала под именем «буржуев» грабили людей состоятельных, потом, под именем «кулаков», стали уже грабить и более зажиточных и трудолюбивых крестьян, умножая таким образом нищих, хотя вы не можете не сознавать, что с разорением великого множества отдельных граждан уничтожается народное богатство и сама страна».

Эти строки были написаны уже после опубликования декрета об отделении Церкви от государства, а школы – от Церкви. По всей России начались уничтожения монастырей и храмов. Применялись репрессии по отношению к священнослужителям и верующим, изымались церковные ценности. Что в храмах для новой власти не представляло интереса, то уничтожалось. Со звонниц сбрасывались на землю колокола и, если было возможно, их разбивали. В кострах сжигались иконы, церковные книги.

В 20-е годы организовывались показательные судебные процессы. Наиболее активные служители Церкви либо были расстреляны, либо были отправлены в тюрьмы и лагеря. С апреля 1922 года по июнь 1923 года Святейший Патриарх Тихон провел в заточении в Бутырской тюрьме.

В ту пору в Красногорском районе проводились повсеместно описи церковных ценностей, после чего они были изъяты из храмов. С.И. Святогор пишет: «Как потом стало известно, к комиссиям по изъятию церковных ценностей примазывались уголовники, коррупционные элементы. И значительная часть редчайших церковных ценностей оказалась на черном рынке, обогатила нечистых на руку людей».

Уездная газета «Труд» (г. Клинцы) 25 декабря 1929 года сообщила: «Кулацко-зажиточная часть села ведет усиленную агитацию, старается вооружить женщин, чтобы сорвать принятое решение». Речь идет о решении Колюдовского сельсовета  о закрытии храма, принятом в ноябре 1929 года.

Противление жителей закрытию в их селах  храмов отмечалось везде. В Красной Горе  по такому поводу властям пришлось провести 16 собраний. Такое же собрание состоялось и в Любовшо, входившем в состав прихода Свято-Троицкой церкви. Чуть позже служителей храма в Великом Удебном обвинили в том, что «они под руководством попа распустили агитацию, что советская власть будет конфисковать скот, провоцируя этим несознательную массу на убой скота».

С созданием в России в 1925 году «Союза воинствующих безбожников» его ячейки появились и в Красногорском районе. Как писала 15 мая 1937 года местная газета «Колхозник», такие ячейки действовали в Ширках, Верхличах, Колюдах, Любовшо, Палужской Рудне, Заборье, Морозовке, Красной Горе, Батуровке, Увелье.

Внесенные в «Именные списки лиц, лишенных избирательных прав» священники Красногорского района, по сути дела, были поставлены вне закона. Они понимали, что таким образом их дискредитируют, и, яснее других осознавая всю сложность ситуации, не пытались восстановиться в таких правах. Из сводного отчета по Красногорской волости на 1 января 1929 года известно, что из духовенства было 25 человек, у которых на иждивении находились 32 человека.

В отличие от священников псаломщики и другие церковнослужители, а также их дети, – они, лишенные избирательных прав, предпринимали попытки восстановиться в этих правах. Например, в Брянском государственном архиве хранятся выписки из протоколов заседаний Клинцовской  уездной избирательной комиссии за 1928 и 1929 годы, проливающие свет на их стремления иметь возможность права выбирать. С такими заявлениями обращались: Николай Григорьевич Лакизо (д. Дубровка), Петр Андреевич Борисенко (с. Красная Гора), Яков Ефимович Бровко (с. Городечня), Яков Васильевич Подвойский (с. Ширки), Матрена Филипповна Черткова (с. Городечня) и другие. В выписках из протоколов заседаний Клинцовской уездной избирательной комиссии указано: «Постановили: С постановлением волизбиркома согласиться и ходатайства не поддерживать». И это касалось всех выше перечисленных лиц и других, кто имел хоть какое-то отношение к церковной жизни.

Из дали тех жестоких лет дошло до наших дней обращение к русскому народу Патриарха Московского и всея Руси Святителя Тихона, призвавшего в конце своей земной жизни: «Чада мои, все православные русские люди! Только на камне врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неумолимо даже для врагов будет святое имя ее, чистота подвига чад и служителей ее. Следуйте за Христом, не изменяйте Ему, не поддавайтесь искушению. Не губите в крови отмщения свою душу, не будьте побеждены злом. Побеждайте зло – добром!»

Ни разрушения храмов, ни репрессии, которым подвергались наиболее истовые православные христиане, не сломили мужественное стояние за веру, святость и силу духа.

Массовая ликвидация храмов пришлась на середину 30-х годов, продолжились репрессии над верующим народом. Доктор исторических наук С.В. Перевезенцев в книге «Россия. Великая судьба», ссылаясь на данные правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, пишет: « …В 1937 году было арестовано 136900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85300 человек. В 1938 году было арестовано 28300 человек, расстреляно 21500». Подверглись арестам и священники Красногорщины. Которые по решениям так называемых  «троек» были расстреляны или высланы на Север и в Казахстан.

С.В. Перевезенцевым отмечено, что в те жестокие времена на территории РСФСР осталось 35 процентов открытых действующих церквей. В тот период на территории района все храмы были закрыты. Их здания использовались под клубы, склады, зернохранилища и на другие хозяйственные нужды.  Местные священники, претерпевая вершимые над ними надругательства, по мере своих душевных и физических сил продолжали служение  Господу Богу и людям. Так, отец Василий, который был  настоятелем церкви Рождества Христова села Верхличи и которому после  произошедшего  в  храме пожара пришлось, в конце концов переселиться в Кашковку, до последних дней, по просьбе жителей окрестных деревень,  у себя дома тайно от властей совершал Богослужения, крестил, исповедовал  и причащал.

22 июня 1941 года у верующих был большой праздник Всех Святых, в земле Российской просиявших. Блаженнейший Митрополит Сергий, Местоблюститель Патриаршего престола, сначала в проповеди, а затем в письме-обращении заявил, что «Церковь всегда была с народом». Церковь благословляла всех, кто с оружием в руках боролся против немецко-фашистских войск.

В годы Великой Отечественной войны многие верующие, осознавая опасность, нависшую над Россией, с оружием в руках отстаивали её свободу и независимость, являя примеры мужества и героизма. Они не жалели ни сил, ни здоровья, ни собственной жизни во имя победы над фашизмом. И те, кому довелось возвратиться на освобожденную землю, вели скромную трудовую жизнь. Таким был и житель села Колюды А.Л. Лысенко. Только медаль «За отвагу», нашедшая героя через 60 лет, в 2003 году. А.Л. Лысенко, рождённый в семье псаломщика и воспитанный в духе православной веры, глубокой религиозности, добрейшей души человек. Андрей Леонович много сил приложил в 80-90 годы прошлого века по открытию и восстановлению храма Рождества Христова села Колюды.

В последние два с половиной десятилетия в духовной жизни Красногорского района важным является возрастание роли Православия. По инициативе прихожан и благодаря их активной позиции многое сделано по возрождению храма  Покрова Пресвятой Богородицы с. Яловка, храма Рождества Христова с. Колюды, Свято-Троицкого храма пгт. Красная Гора.

Важным событием для жителей  Красногорского района стало открытие в 2001 году стационарно-поликлинического комплекса. Торжества начались с водосвятного молебна с освящением помещений построенной здравницы, совершенным Благочинным Новозыбковского округа протоиереем Владимиром Похожай. Ему сослужили местные священники  протоиерей Валентин Рубанович и иерей Илия Вакарюк.
Благочинный Новозыбковского округа протоиерей Владимир, выступая перед присутствующими, собравшимися в связи с открытием стационарно-поликлинического комплекса, благословил  медицинских работников на свершение добрых дел в лечении страдающих от телесных недугов и пожелал многая лета их богоугодному делу.

В этой здравнице в первые же месяцы ее работы  была оборудована и открыта молитвенная комната. Там есть необходимые иконы и церковная литература. В молитвенной комнате каждый, кого одолевают не только хвори, но и житейские невзгоды, а также душевные недуги, может уединиться и наедине пообщаться с Богом, моля Его о здравии как тела, так о душевном успокоении.

Такая же молитвенная комната открыта  и в Доме милосердия, заселенном одинокими престарелыми людьми, нуждающимися  в постоянном уходе в силу их возрастной немощи. Когда в январе 2002 года этот социальный приют, организованный в капитально отремонтированном здании бывшей районной больницы, был готов принять первых 13 пожилых людей, то митрофорный протоиерей Валентин Рубанович в течение двух часов освящал помещения. «Богоугодное дело совершили наши местные власти, открыв Дом милосердия. Это великая благодать. Большое спасибо за это благочестивому управителю сей администрации. Это великая заслуга перед Богом», - сказал тогда настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Яловка протоиерей Валентин в своем слове к собравшимся.

Этому  богоугодному  заведению по мере сил и возможностей оказывают материальную помощь МТС «Красногорская», райпо, ОАО «Красногорский сырзавод», сельхозкооператив «Родина» и другие предприятия и организации. Дом милосердия  опекают и прихожане Свято-Троицкого храма пгт. Красная Гора. Они вместе со священником  навещают проживающих там, проводят с ними духовные беседы, интересуются созданным для них бытом и повседневными запросами,  стремясь по мере сил и возможностей облегчить подопечным  участь проживания в социальном приюте.

Прихожане Свято-Троицкого храма посещают вместе со священником по большим церковным праздникам не только больничные палаты, но и тех, кого одолели хвори и кто не в состоянии оставить дом, и разделяют радость праздника на богослужении в храме.

Стало доброй традицией приглашать священника на День призывника, проводимый два раза в году в районном Доме культуры. Юноши, которым предстоит выполнить  воинский долг по защите Отечества, в торжественной обстановке  вместе с напутственными словами доброй службы получают благословение священника. Им вручаются нательные крестики  и маленькие иконы, чтобы было возможно их постоянно хранить при себе.

В 2002 году по представлению Преосвященнейшего Феофилакта Епископа Брянского и Севского, Начальник Красногорского РОВД полковник милиции Шило Александр Федорович награжден медалью Преподобного Сергия Радонежского.

В 2003 году  по инициативе жителей Суражского района, получившей поддержку администрации области, в селе Хальч Ветковского района Гомельской области возведена часовня в память  погибших там земляков. Осенью 1943 года гитлеровцы, укрепившись на берегу реки Сож, создали мощный оборонительный заслон на подступах к Гомелю. Наши дивизии при освобождении ветковского края понесли огромные потери. Счет погибших шел на тысячи. Среди павших было много уроженцев Брянщины, в том числе и Красногорщины.

Часовню в память погибших земляков срубили мастера своего дела в Суражском районе. Оттуда ее в разобранном виде доставили на белорусскую землю, обильно политую кровью брянских освободителей, где состоялось торжественное ее открытие  и освящение местным священником.

Красногорщина приняла  участие в этом богоугодном деле. Организаторы возведения в селе Хальч часовни в память погибших воинов-земляков  отметили посильную лепту нашего  района во время сбора пожертвований на ее сооружение.

С возобновлением Богослужений в храмах  района многие из тех, кто в свое время уехал и сейчас проживает в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Хабаровске и других городах, по приезде в родительские дома считают важным для себя не только посещать действующие на красногорской земле церкви, но и совершать в них крещения и венчания. Это говорит об их трепетном отношении к духовной связи с отчим краем, которую они укрепляют таким образом.

 

Уважаемый посетитель раздела ИСТОРИЯ  на сайте hram-sachkovichi.ru . Свои замечания, предложения и пожелания направляйте  по электронной почте  на  адрес: vlasov.trofim@yandex.ru

телефон hram.sachkovichi@yandex.ru

e-mail 8-929-021-40-02

Sachkovichi.ru © 2012 Все права защищены
Создание и поддержка сайта SiteStars