Первый храм, который был возведен на лотаковских землях, стоял не в этом поселении, а в местечке Лосиновское, которое в начале XVII века располагалось в трех верстах от нынешнего села. Указание на это можно найти в исторических документах Белоруссии, что отметил Архиепископ Филарет в книге «Историко-статистическое описание Черниговской епархии». Позже в этих окрестностях хозяйственно-административным центром стали Лотаки, куда и был перенесен храм.
Владыка Филарет написал: «По переписи 767(1767. – Прим. авт.)г. при Богородичном храме Лотаков у дьяка двор жилой и церковная земля, на 9 четвертей посева, подаренная храму в 1713 г. иеромонахом Пахомием Тимофеевичем; дьяк платил за землю по 3 р. в год на церковные расходы. Здесь же в акте сказано, что отец двух братьев священников Лотаковских купил землю в 1721 г...»
Лотаковский край, когда после освободительной борьбы против поляков Левобережная Украина вошла в состав России, приглянулся генеральному хорунжему Н.Д. Ханенко, использовавшему высокое положение и свою власть для того, чтобы здесь обзавестись землями. Из его «Дневника», который он вел на протяжении длительного времени, известно, что тогда в селе священником служил Симеон Пригара 1754г.
Ко времени составления Румянцевской описи (1767 г.) генерального хорунжего уже не было в живых, принадлежавшими ему окрестными землями владел сын. В этой описи приведена ссылка на универсал гетмана К.Г. Разумовского (от 26 марта 1761 года), в котором, в частности, сказано: «Его Императорского Величества Благоверного Государя Великого Князя Петра Федоровича и владеющего герцога Шлезвиг Голштинского флигель- адъютанта Василь Ханенко, отданным нам доношением представил полку де Стародубскому, сотни Новоместской в селе прежде бывшем свободном войсковом, именуемом Лотаках, имеется около тридцати год скупли умершим отцом его хорунжим генеральным Николаем Ханенко...»
Из Румянцевской описи известно, что во второй половине восемнадцатого столетия в Лотаках владели землями казаки Новоместской сотни Стародубского полка Иван и Алексей Пригоровские, жена подкоморного батуринского Марфа Долпинская, вдова значкового товарища Мария Озерская. Но больше других местными землями владел майор Василий Ханенко, у которого также были 54 двора.
Как генеральный хорунжий Николай Данилович Ханенко, так и его сын Василий Николаевич, бывший флигель-адъютант и любимец Петра III, уделяли должное внимание храму Рождества Пресвятой Богородицы села Лотаки, жертвуя деньги и на обустройство. И если первый из них был похоронен в городе Глухове, то второй – под пологом храма села Лотаки, о чем сказано в книге Архиепископа Филарета.
В «Историко-статистическом описании Черниговской епархии» приведены такие факты. Во второй половине в храме Рождества Пресвятой Богородицы имелся иконостас с иконами высокого художественного достоинства. Этот иконостас был устроен внуком генерального хорунжего - Александром Ивановичем Ханенко, в свое время служившем при посольстве в Лондоне, а затем сменившим жизнь заграничную на сельскую.
В Лотаках последний раз храм был возведен в 1899 году, о чем сказано в работах С.И. Святогора. По дошедшим до наших дней воспоминаниям местных жителей, для возведения церковного здания в Киеве был специально нанят мастер. В качестве строительного материала использовались вековые деревья, растущие в сельских окрестностях. Доставленными к месту работ на повозках бревнами были запружены все ближайшие улицы.
О сохранились некоторые сведения о священниках, диаконах и псаломщиках служивших в храме: Иереи :Симеон Пригара 1754г., Феодор Вербицкий и Симеон Филимоновский в 1876г., г. Димитрий Левицкий 1906г, Флавиан Преображенский 1909г., Алексий Ермолович 1909г., Василий Прокомей 1916г., Исаакий Козлов 1922г. Диаконы: Даниил Бассалак 1908г., Михаил Петровский 1912г. Псаломщики: Андрей Левтринский1876г., Никита Улезко1876г., Григорий Бессарабов 1900г., Петр Андриевский 1900г., Симеон Пузырный 1906г., Алексий Снытко- Белоус 1906г., Лев Вербицкий 1916г.
Совет Черниговского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества, изучив отчеты о ведении в 1905-1906 годах чтений в приходах выразил благодарность священнику Димитрию Левицкому, служившему в храме Рождества Пресвятой Богородицы с. Лотаки. В «Черниговских епархиальных известиях» от 1 декабря 1906 года сообщено, что этот батюшка 20 ноября перемещен «к Успенской церкви села Найтопович, Стародубского уезда».
В этой же газете от 1 января 1909 года напечатано: законоучителем села Лотаки определен священник Флавиан Преображенский, служивший в местном храме.
О церкви некоторое представление дает опись имущества, в которой отмечено: «Опись имущества Лотаковской церкви составлена 28-VII - 1922 года в присутствии предисполкома Марченко, священника Исакия Козлова и церковного совета: Ивана Яковлевича Алексеенко, Ивана Фомича Савицкого и Михаила Гасана.
№ |
Наименование |
Кол-во |
Качество |
Примечание |
1 |
Церковь с колокольней |
1 |
деревянная |
|
2 |
Колокол |
1 |
медный |
52 пуда 2фунта |
3 |
Колокол |
1 |
медный |
25 пудов, с трещиной |
4 |
Колокол |
1 |
медный |
20 пудов |
5 |
Колокольчик |
1 |
медный |
20 фунтов |
6 |
Колокольчик |
1 |
медный |
7 фунтов |
7 |
Колокольчик |
1 |
медный |
1 ? фунта |
8 |
|
|
|
|
9 |
Крест антиминса |
1 |
деревянный |
|
10 |
Большой крест |
1 |
позолоченный, деревянный |
|
11 |
Жертвенник |
1 |
деревянный |
|
12 |
В алтаре иконы |
11 |
деревянные |
в багетовых рамах |
13 |
Царские врата |
1 |
деревянные |
с позолотой |
14 |
Иконостас
Икон в иконостасе |
1
23 |
деревянный
деревянные |
с посеребренным и позолоченным багетом |
15 |
Перед клиросом иконы |
2 |
деревянные |
|
16 |
Столиков |
4 |
деревянные |
|
17 |
Хоругвей |
2 |
металлические |
|
18 |
Кресты для умерших |
4 |
деревянные |
|
19 |
Плащаницы |
2 |
бархатные |
шитые парчой |
20 |
Иконы мелкого размера |
82 |
деревянные |
|
21 |
Паникадило |
1 |
литое |
2 пуда 30фунтов |
22 |
Паникадило |
1 |
литое |
местами посеребренное |
23 |
Семисвечник |
1 |
литой |
1пуд 30 фунтов |
24 |
Трисвечник |
1 |
литой |
1 пуд 10 фунтов |
25 |
Подсвечники |
2 |
литые |
по 10 фунтов |
26 |
Подсвечник |
1 |
медный |
9 фунтов, посеребренный |
27 |
Подсвечник |
1 |
медный |
6 фунтов |
28 |
Лампады |
4 |
медные |
по 12 фунтов |
29 |
Лампада |
1 |
медная |
11фунтов |
30 |
Лампада |
1 |
медная |
9 фунтов |
31 |
Лампада |
1 |
медная |
7 фунтов |
32 |
Лампады |
2 |
медные |
По 5 фунтов |
33 |
Лампада |
1 |
медная |
2 фунта |
34 |
Потир (чаша) |
1 |
серебро 84 пробы |
1 ? фунта |
35 |
Потир |
1 |
серебро 84 пробы |
1 фунт 25 лотов |
36 |
Потир |
1 |
серебро без пробы |
? фунта |
37 |
Дискос |
1 |
серебряный |
10 лотов |
38 |
Дискос |
1 |
мельхиоровый |
|
39 |
Звездица |
1 |
серебряная |
5 лотов |
40 |
Звездица |
1 |
мельхиоровая |
3 лота |
41 |
Блюдце |
1 |
серебряное |
5 лотов |
42 |
Ложица |
1 |
серебряная |
5 лотов |
43 |
Ложица |
1 |
серебряная |
4 лота |
44 |
Ларчик |
1 |
медный |
3 лота |
45 |
Копие |
2 |
стальные |
с деревянной ручкой |
46 |
Блюдце |
2 |
металлические |
вызолоченные |
47 |
Дарохранительница |
1 |
серебро 84 пробы |
1 ? фунта |
48 |
Дарохранительница |
1 |
серебро 84 пробы |
1 фунт 5 лотов |
49 |
Дароносица |
1 |
мельхиоровая |
|
50 |
Дароносица |
1 |
серебро 84 пробы с позолотой |
1 ? фунта |
51 |
Нательный крест |
1 |
серебро 84 пробы с позолотой |
1 ? фунта |
52 |
Крест |
1 |
серебро с позолотой |
1 фунт 24 лота |
53 |
Крест |
1 |
серебро 84 пробы с позолотой |
20 лотов |
54 |
Крест |
1 |
серебро 84 пробы с позолотой |
1 фунт |
55 |
Евангелие |
1 |
в медном окладе |
посеребренное |
56 |
Евангелие |
1 |
в бархатном окладе |
|
57 |
Евангелие |
1 |
в медном окладе |
позолоченное |
58 |
Евангелие |
1 |
в медном окладе |
позолоченное |
59 |
|
|
|
|
60 |
Плато |
3 |
бархатных 2 |
атласных 1 |
61 |
Воздухи |
4 |
парчовые |
|
62 |
Катапетасма |
2 |
шерстяные |
|
63 |
Фелони (ризы) |
4 |
с парчой |
|
64 |
Подризники |
3 |
1 шелковый и 2 шерстяных |
|
65 |
Стихарь |
1 |
парчовый |
|
66 |
Аналогий |
1 |
полупарчевый |
|
67 |
Облачения на столы |
2 |
простой материи |
|
68 |
Кадило |
1 |
серебряное |
2 фунта |
69 |
Кадило |
1 |
бронзовое |
1 ? фунта |
70 |
Кадило |
1 |
медное |
1 ? фунта |
71 |
Кадило |
1 |
медное |
1 ? фунта |
72 |
Кадило |
1 |
медное |
? фунта |
73 |
Сосуд |
1 |
медный |
4 ? фунта |
74 |
Купель |
1 |
медная |
10 ? фунта |
75 |
Купель |
1 |
такая же |
|
76 |
Ваза |
1 |
медная |
4 фунта |
77 |
3 пары венцов |
6 |
металлические |
|
78 |
Блюдо |
2 |
медные |
по 2 фунта |
79 |
Таз |
1 |
медный |
3 фунта |
80 |
|
|
|
|
81 |
Котел |
1 |
медный |
1 пуд |
82 |
Кувшин |
1 |
медный |
1 фунт |
83 |
Лампадки |
10 |
металлические со стек. |
|
84 |
Лампадки |
6 |
хрустальные |
|
85 |
Евангелие |
1 |
в бархатной оправе |
|
86 |
Крест |
1 |
медно-бронзовый |
|
87 |
Фелони (ризы) |
5 |
бархатные и полубархатные |
|
88 |
Иконы в правом притворе |
7 |
деревянные |
|
89 |
Иконы в левом притворе |
6 |
деревянные |
|
90 |
Шкафы |
3 |
деревянные |
|
91 |
Сундуки |
4 |
окованные посередине |
|
92 |
Столы |
2 |
деревянные |
|
93 |
Столики |
2 |
деревянные |
|
94 |
Стулья |
2 |
деревянные |
|
95 |
Скамейки |
2 |
деревянные |
|
96 |
Зеркало |
1 |
в посеребренной оправе |
|
97 |
Фонари для крестных ходов |
2 |
отделаны жестью |
|
98 |
Печать церковная |
1 |
медная |
|
99 |
Полотенцы |
5 |
холщевые |
|
100 |
Фонари пасхальные |
5 |
|
|
Дополнительная опись
бывшей Ивановской церкви, в настоящее время переданной в Лотаковскую
церковь на Николаевский престол, составленная в присутствии тех же лиц.
101 |
Антиминс |
1 |
шелковый |
|
102 |
Потиры |
2 |
серебряные |
|
103 |
Дискос |
1 |
серебряный |
|
104 |
Звездица |
1 |
серебряная |
|
105 |
Ложица |
1 |
серебряная |
|
106 |
Дарохранительница |
1 |
серебряная |
|
107 |
Ковшик |
1 |
серебряный |
|
108 |
Блюдце |
1 |
серебряное |
|
109 |
Кресты |
2 |
серебряные |
|
110 |
Евангелие |
1 |
в серебряной оправе |
|
111 |
копия |
2 |
простых |
|
112 |
Кусок парчи с розовым и зеленым цветом |
(Подписи присутствовавших при составлении церковной описи. - Прим. авт.).
Эта дополнительная опись открыла такой факт, о котором нигде и никогда прежде не упоминалось, - о Ивановской церкви. Вероятно, это может был и храм в обычном понимании. Можно предположить, что в Ивановке у управляющего поместьем была так называемая домовая церковь, откуда и передали имущество на Николаевский престол храма Рождества Пресвятой Богородицы села Лотаки.
При чтении описи имущества храма нельзя не обратить внимание на очень подробно составленный перечень имевшихся предметов церковного назначения. Почему так усердно «поработали» уполномоченные от властей? Ответ на этот вопрос дают объяснительные записки, которые хранятся в Брянском государственном архиве. И их уместно процитировать:
«10 октября 1921 года
Председатель церковного попечительства
И священник Лотаковской церкви
В Лотаковский волисполком
На предписание Лотаковского волисполкома от октября 1921 г. №711 о том, почему верующие не подписали договор о сдаче церковного имущества, сообщаем, что согласно протоколу общего собрания верующих 9 октября в присутствии представителя волисполкома Алекс. Пригоровского верующие постановили: «От подписи договора о сдаче церковного имущества отказаться впредь до выяснения дела в окрестностях нашего уезда». А почему им не подписан договор раньше,нам не известно, а наверное, известно представителю Якову Ефименко, так как он вел дело 4 и 11 сентября и слышал мотив отказа.
Председатель попечительства В.Колесников
Священник И.Козлов».
«26 марта 1922 г.
Лотаковскому волисполкому
На № 198 сообщаю Лотаковскому волисполкому, что имуществом Лотаковской церкви ведает церковное попечительство, председателем коего Иван Яковлевич Алексеенко и секретарем Иван Фомин Савицкий, к которым волисполком пусть и обратится с требованием описи церковного имущества.
Священник И. Козлов».
(На обратной стороне объяснительной записки священника И.Козлова):
«Председатель попечительского церковного совета Иван Яковлевич Алексеенко и секретарь Иван Фомич Савицкий из граждан села Лотаки показали, что описи церковного имущества у них нет, а таковое находится в церкви, что они ей не заведуют и не принимали от священника Исаака Козлова
Подписи: Алексеенко и Савицкий»
«Церковный староста Лотаковской церкви Михаил Федорович Гасан показал, что описи церковного имущества у него нет, таковая хранится в церковном архиве, архивом ведает священник Козлов Исаак, у которого находятся ключи от архива
Подпись: М.Гасан».
Из приведенных обяснительных, которые дали все те, кто имел прямое отношение к церковному имуществу, на мой взгляд, видна попытка уклониться от составления описи в соответствии с той, которая имелась в архиве храма. То есть священно и церковнослужители хотели любым способом сохранить имущество, понимая, что наиболее ценное будет изъято. В то же время власти знали: в Лотаках могут быть более дорогие церковные предметы. Поэтому они так настойчиво допросили и священника, и председателя попечительского совета и других, требуя подтверждающих документов о том, что должно храниться, чтобы ничего не было спрятано. Почти на полгода растянулась такая принудительная «переписка», но все же волисполком смог описать церковное имущество самым подробным образом. О судьбе же воспротивившегося составлению этой описи священника о. Исаакия можно догадываться. Он, вероятно, в районе одним из первых священников попал под колесо репрессий.
После священника Исаакия Козлова служение в храме Рождества Пресвятой Богородицы, продолжил священник Димитрий Золотов, который с 1918 года был лишен избирательных прав и который в 1927 году уехал вместе с женой Анастасией Дмитриевной на жительство на Украину. Этому есть подтверждение в «Именном списке лиц, лишенных избирательных прав».
Церковь в Лотаках стояла там, где в настоящее время расположена местная средняя школа. Последним настоятелем в храме служил священник Владимир Федорович Климанский. Известна и фамилия звонаря – Павел Малахович Гончаров.
После закрытия в 1930 году храма Рождества Христова с. Колюды был закрыт и храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Лотаки. Бревна разрушенного церковного здания частично использованы во время строительства в Красной Горе здания, в котором в настоящее время размещен межшкольный учебно-производственный комбинат.
Лотаковцы рассказывают, что у священника имелась богатая библиотека, принадлежавшая храму. Книги, хранившиеся на чердаке у одной из прихожанок, были обнаружены и изъяты приехавшими из Клинцов на грузовой машине уполномоченными от властей. Церковную литературу они увезли в неизвестном направлении.
© 2006г. ИЕРЕЙ ИЛИЯ ВАКАРЮК
© 2006г. ЖУРНАЛИСТ АЛЕКСАНДР ХАНДОЖКО
© 2006г. ТРОФИМ ВЛАСОВ
Уважаемый посетитель раздела ИСТОРИЯ на сайте hram-sachkovichi.ru. Свои замечания, предложения и пожелания направляйте на электронный адрес: ilya.vakaryuk@yandex.ru
|