Перелазы во второй половине восемнадцатого столетия представляли собой деревню, в которой насчитывалось 79 дворов, о чем говорится в Румянцевской описи Малороссии. Тогда в этом населенном пункте, конечно, не было и храма. Первое печатное упоминание встречается в «Историко-статистическом описании Черниговской епархии»: «В 1838 году более 1100 д. м. составили особый приход в Перелазах». Приведенная цитата позволяет говорить о переходе этого поселения из разряда деревни в разряд села, что в те времена возможно было при появлении церкви.
Сохранились небольшие сведения о служителях храма, Иереи: Савва Ковальковский 1876г., Иоанн Гневушев 1906г., Сергий Гневушев 1909г., Андрей Кибальчич 1910г., Петр Улезко 1916г. Псаломщики: Григорий Пикулев 1876г., Иван Пикулев 1876г., Андрей Садовский 1906г., Иоанн Левитский 1916г.
И сегодня в Перелазах можно услышать рассказы о том, что в округе есть зарытые клады. Благодатной почвой для такого рода разговоров служит то, что в XVII-XIX веках при различных исторических обстоятельствах через это поселение пролегли пути польских, шведских и французских войск.
Одно из преданий о найденном кладе имеет отношение к храму Святителя Василия Великого. В период между двадцатыми-тридцатыми годами девятнадцатого века перелазские крестьяне вроде бы нашли недалеко от села зарытый в земле железный ящик с драгоценностями, которые затем были переданы на строительство местного храма. Перелазские учителя истории указывают на такой факт: пожаром 1858 года, произошедшим якобы по вине пономаря, уронившего во время розжига кадильницы горячий уголь, уничтожило не только церковь, но и 200 сельских построек.
Перелазцы, стремясь построить на месте сгоревшего храма новый, отправились по миру собирать пожертвования. Но подаяния были скудными и сбор необходимых денег растянулся на годы. Тем временем произошло событие, после которого о Перелазах стало известно во многих уголках Черниговской губернии.
В один из дней крестьяне, занимаясь сбором выращенного урожая километрах в пяти от села, отправились к ближайшему роднику, чтобы утолить жажду. Там они увидели плавающую в воде икону. Весть о необычной находке быстро разнеслась по окрестным селениям. У источника собралось очень много народу, пожелавшего своими глазами увидеть явленное чудо.
Перелазский священник у криницы отслужил водосвятный молебен. Над источником была сооружена каплица, куда поместили явленную икону, а также те, которые по такому поводу принесли с собой прихожане.
У источника, названного верующими Великой Пятницей, накануне субботнего дня стали проводить Богослужения. Молва о чудодейственной силе быстро распространилась по всей округе. Многие паломники добирались в наши края, чтобы посетить криницу с явленной иконой в надежде исцелиться от телесных и душевных недугов. При посещение ее они жертвовали и на церковь, которую предстояло возвести в Перелазах.
Фундамент храма Святителя Василия Великого, как отмечалось перелазскими школьными историками, был заложен в 1862 году. Из-за постоянной нехватки средств на самые необходимые работы строительство церкви велось очень медленно. Когда в 1865 году от помещика Чернышова–Безобразова погорельцы получили безвозмездно 150 гектаров леса на крестьянские постройки, то заметно ускорилось и возведение сельского храма. По воспоминаниям местных жителей, работами на церковной стройке руководил Матвей Протасов. Бревна на эти цели отбирались такие, чтобы в диаметре они были не менее 30 сантиметров.
В краеведческих работах С.И. Святогора есть указание на то, что церковь Святителя Василия Великого построили в 1870 году при настоятельстве священника Саввы Ковальковского. Перелазцы говорят: на звонницу были подняты четыре колокола прежде сгоревшего храма. Из них самый большой весил 30 пудов. В 1908 году прихожане в Киеве заказали отлить еще одни колокол. По утверждению местных жителей, он весил более 100 пудов.
Колокол весом более полутора тонн предстояло доставить в село, что было очень затруднительно, если представить, что тогда основным транспортом являлся гужевой, то есть запряженные в телеги лошади. К тому же требовалось поднять колокол на звонницу и там надежно закрепить его.
Из Киева до Гомеля колокол доставили по железной дороге, откуда до села – на лошадях. Пришлось специально построить настил, оборудованный также специально сделанными колесами, способными выдержать такой тяжелый груз. Колокол тащили три тройки самых лучших и выносливых лошадей села Перелазы.
Не сразу колокол местные жители смогли поднять на самый верх храма. Прежде свили очень толстый канат из отборной пеньки, а также много других веревок, которые привязали к колоколу. В подъеме колокола на высоту участвовало по сути дела все село.
Когда колокол подняли и подвесили, то звонили в него три дня без перерыву. Специально посылались гонцы в окрестные села и деревни, чтобы установить, как далеко раскатывается звон.
Сегодня мы знаем точно, что этот колокол весил 104 пуда, о чем сказано в описи церковного имущества 1922 года, которая сейчас хранится в Брянском государственном архиве. Текст описи привожу дословно:
«В Поповогорский волисполком
Председателя Перелазского Сельсовета Т.З. Поленка
отношение
Согласно предписания Поповогорского волисполкома от 13 февраля 1922 года за № 134, я, председатель Перелазского сельсовета, 22-го сего февраля в присутствии Перелазского церковного совета проверил имущество Перелазской Свято-Васильевской церкви по описи ея от 30 декабря 1889 года за № 13769.
В результате этой проверки я при сем же представляю опись имущества, которое записано в книге и есть в наличии.
№ |
Подробное описание
наименования вещей |
Время и случай выбытия вещей |
|
1.Евангелия |
|
1 |
Евангелие в лист, бархатном корешке, в медной позолоченной оправе с выбитыми на верхней доске изображениями в средине Воскресения Христова, Московской печати 1863 года |
|
2 |
Евангелие большого формата, с золотыми образам в досках, обитых желтой медью, Московской печати 1836 года |
|
3 |
Евангелие в лист, Московской печати, в досках, обитых медью |
|
4 |
Евангелие малого размера, серебро 84 пробы |
|
|
2.Кресты престольные |
|
1 |
Крест медный, вызлащенный, с надписанными словами «I H Ц I» |
|
2 |
Крест медный, выбеленный серебром весом 1 фунт |
|
3 |
Крест серебряный, 84 пробы, вызлащенный внизу, налажена резьба, весу 69 злотников |
|
4 |
Крест серебряный,84 пробы, весом 1 фунт и 2 лота |
|
|
3. Священнослужебные сосуды |
|
1 |
Чаша серебряная, вызлащенная, 84 пробы |
|
2 |
Дискос серебряный, вызлащенный, 84 пробы |
|
3 |
Звездица серебряная, вызлащенная, 84 пробы |
|
4 |
Ложица серебряная, вызлащенная, 84 пробы |
|
5 |
Блюдце серебряное, вызлащенное, 84 пробы |
|
6 |
Блюдце серебряное, вызлащенное, 84 пробы |
|
7 |
Ковшик для теплоты, серебряный 84 проба |
|
8 |
Копие стальное, с деревянной рукояткой |
|
9 |
Небольшое копие, с черной рукояткой |
|
10 |
Небольшая серебряная ложица, без пробы |
|
11 |
Чаша серебряная, большого размера, 84 пробы с ложицей |
|
|
4. Дарохранительница |
|
1 |
Дарохранительница серебряная, 84 пробы, вызлащенная, весу 70 злотников |
|
2 |
Ковчежок серебряный, вызлащенный, 84 пробы |
|
3 |
Дароносица серебряная, 84 пробы, приобретена в 1904 году |
|
4 |
Ящичек палисандрового дерева, употребляемый при крещении младенцев |
|
|
5. Кадила |
|
1 |
Кадило медное, с такой же цепочкой |
|
2 |
Медное, позлаченное кадило |
|
3 |
Кадило серебряное, 84 пробы |
|
|
8. Блюда |
|
1 |
Блюдо металлическое для алтаря |
|
|
9. Сосуды для освящения хлебов |
|
1 |
Сосуд для освящения хлебов, медный, весу 4 фунта |
|
|
10.Сосуды для водоосвящения |
|
1 |
Сосуд с крышкой |
|
|
12. Колокола |
|
1 |
Колокол весом 24 пуда 12 фунтов |
|
2 |
Колокол весом 10 пудов 9 фунтов |
|
3 |
Колокол весом 5 пудов 25 фунтов |
|
4 |
Колокол весом 1 пуд 10 фунтов |
|
5 |
Колокол большой, 104 пуда |
|
|
1. Дополнительная опись |
|
1 |
Евангелие малого формата, в досках, покрытых малиновым полубархатом |
|
|
2. Кресты напрестольные |
|
1 |
Крест небольшой, медный, побеленный серебром, весом до полуфунта |
|
|
3. Кадила |
|
1. |
Кадило медное, небольшое, весом до одного фунта |
|
Иконостаса, киотов, облачений, богослужебных и других книг равно, как и рукописей на бумаге, в эту опись я не вносил, так как ничего драгоценного в них нет. Других драгоценных вещей, не имеющих богослужебного употребления, при Перелазской церкви тоже нет никаких».
Последним настоятелем храма в Перелазах служил священник Андрей Алексеевич Кибальчич. Он родился в селе Сетолово Мглинского уезда Черниговской губернии в 1862 году. Его арестовали 8 января 1931 года и обвинили в антисоветской агитации и приговорили к ссылке в Казахстан на три года. 7-10 ноября 1989 года священник Андрей Алексеевич Кибальчич реабилитирован прокуратурой Брянской области. О священнике Петре Улезко, сведений пока нет.
Храм Святителя Василия Великого был закрыт безбожными властями в 1930 году и разобран. Частично бревна пошли на строительство местной школы, которая сгорела осенью 1943 года, когда отступали немецко-фашистские войска. Жители села говорят, что церковь Святителя Василия Великого стояла на том месте, где сейчас расположен магазин Красногорского райпо.
© 2006г. ИЕРЕЙ ИЛИЯ ВАКАРЮК
© 2006г. ЖУРНАЛИСТ АЛЕКСАНДР ХАНДОЖКО
© 2006г. ТРОФИМ ВЛАСОВ
Уважаемый посетитель раздела ИСТОРИЯ на сайте hram-sachkovichi.ru. Свои замечания, предложения и пожелания направляйте на электронный адрес: ilya.vakaryuk@yandex.ru
|