Храм в честь Вознесения Господня с. Ширки (Утрачен)

В документах восемнадцатого столетия Ширки названы деревней. И если в начале того века в ней насчитывалось тринадцать дворов, то к концу там их было за пятьдесят.

Подтверждения тому, что с левого берега Беседи шло переселение на правый берег, встречаются в письменных источниках. Например, в универсале стародубского полковника Лукъяна Журавки от 5 марта 1708 года говорилось о Климе Ильиче (фамилия в тексте того документа отсутствует. – Прим. авт.), который из-за притеснений в Поповой Горе перебрался в Ширки, где стал нести казацкую повинность. В те времена Поповогорский курень входил в состав Стародубского полка. Но в самом волостном поселении ему принадлежали только два двора, зато  в Ширках насчитывалось одиннадцать казацких дворов.

В Ширках казакам было более вольготно, чем в Поповой Горе, где постоянно проживали городничие (управляющие) Киево-Печерской лавры. Поэтому местом своего постоянного жительства казаки охотнее выбирали Ширки.

В «Описании местностей Черниговской губернии в пределах бывшего Стародубского полка», изданном в 1890 году А.И. Ханенко, Ширки по-прежнему названы деревней и указано, что в ней 280 дворов и более 1790 жителей.

Храм Вознесения Господня в Ширках построен в 1896 году, о чем говорится в краеведческих работах С.И. Святогора. Так что с того времени Ширки становятся селом.

В «Черниговских епархиальных известиях» упоминается, что законоучителем Ширковского народного училища определен с 1 февраля 1906 года священник местного храма Иоанн Кончаловский, а 7 августа того же года, как было сообщено в тех же известиях, он утвержден кандидатом в члены благочиннического совета 2 благочиннического округа Суражского уезда. В 1912 году  в храме служил священник Григорий Зеленецкий. Псаломщиками в разные годы служили: Григорий Гладкий 1900г., Кирилл Соломенный 1909г. (с 1911г. – диакон), Михаил Шматченко 1916г.

К сожалению, очень мало сведений сохранилось о церкви Вознесения Господня в двадцатые-тридцатые годы прошлого века и о священно- и церковнослужителях. До наших дней дошла опись церковного имущества. В этом документе сказано: «В Поповогорский волисполком Председателя Ширковского сельсовета С.Т. Коваленко. Согласно предписания Поповогорского волисполкома от 13 марта 1922 года за № 312 я, председатель Ширковского сельсовета, сего 15 марта в присутствии церковного совета Ширковской церкви проверил имущество  Ширковской Свято – Вознесенской церкви по описи 1909 года за № 8235. В результате этой проверки оказалось, что при сем и написано:

  • Евангелие большое, в лист печати, 1893 года, в металлических крышках. На лицевой крышке на середине изображение Иисуса Христа и по углам 4-х Евангелистов.
  • Евангелие большое, в лист печати, 1900 года, в бархатном переплете, с металлическими уголками, с изображением 4-х Евангелистов и в средине Воскресения Христова.
  • Евангелие малое, в 44 листах, в металлических крышках.
  • Кресты напрестольные: Крест напрестольный, стоячий, мельхиоровый, с изображением распятия Спасителя; Крест металлический с вылитым на нем распятием; Крест маленький, металлический.
  • Священнослужебные сосуды : Потир или чаша серебряная, весом 175 ? золотника; Потир мельхиоровый;
  • Дискос мельхиоровый.
  • Звездица мельхиоровая.
  • Ложица серебряная, вызолоченная, весом 8 золотников.
  • Ложица серебряная, вызолоченная, весом 5 золотников.
  • Копие стальное с черной костяной рукояткой.
  • Копие стальное, меньшее, с белой костяной рукояткой.
  • Ковшик для теплоты, мельхиоровый.
  • Блюдце мельхиоровое маленькое.
  • Блюдце малое, мельхиоровое.
  • Антидарное блюдце белого металла.
  • Антидарное блюдце белого металла, меньшее.
  • Дароносицы и дарохранительницы: Дарохранительница мельхиоровая в виде часовни с 5 главами и растворчатыми вратами, с металлическим внутри ковчегом для хранения святых даров; Дароносица серебряная, вызолоченная, весом 35 золотников; Дароносица мельхиоровая.
  • Кадила:
    Кадило металлическое, белое;
    Кадило металлическое, белое;
    Кадило металлическое, желтое.
  • Всеношница для благословения хлебов, белая.
  • Хоругви: Хоругвь металлическая с изображением на одной стороне Воскресения Христова, а на другой Святителя Николая;
    Хоругвь металлическая с изображением на одной стороне Крещения Господня, а на другой Казанской Божией Матери.
  • Колокола:
    Колокол большой, медный, весом 40 пудов 2 фунта;
    Колокол средний, медный, весом 10 пудов 20 фунтов;
    Колокол малый, медный, весом 5 пудов;
    Колокол малый, медный, 2 пуда 30 фунтов;
    Колокол самый малый, медный, весом 1 пуд 1 фунт.
  • Примечание: 6 глава «Облачение престола» не записана, так как не имеет никакой ценности. 7 глава «Облачение священническое» не записана, так как не имеет никакой ценности. Глава 9 «Иконы» не записана.

    (Под описью нет подписей. – Прим. авт.) ».
    Фамилию священника, служившего в Вознесенском храме в 1922 году, удалось установить по акту изъятия церковных ценностей. Тогда настоятелем служил Димитрий Рыжиков. Последним священником прихода служил Владимир Померанцев 1930г.

    Храм Вознесения Господня в Ширках, закрытый в 30-е годы прошлого века был уничтожен пожаром, случившемся осенью 1941 года.
    Местные жители указывают, что церковь стояла на том месте, где в настоящее время расположен бездействующий магазин Красногорского райпо.  Сегодня село Ширки – микрорайон пгт. Красная Гора.

     

    ©  2006г. ИЕРЕЙ  ИЛИЯ  ВАКАРЮК
    ©  2006г. ЖУРНАЛИСТ АЛЕКСАНДР ХАНДОЖКО
    ©  2006г. ТРОФИМ  ВЛАСОВ

    Уважаемый посетитель раздела ИСТОРИЯ  на сайте hram-sachkovichi.ru. Свои замечания, предложения и пожелания направляйте на электронный  адрес: ilya.vakaryuk@yandex.ru

    телефон hram.sachkovichi@yandex.ru

    e-mail 8-929-021-40-02

    Sachkovichi.ru © 2011 Все права защищены
    Создание и поддержка сайта SiteStar