В документах восемнадцатого столетия Ширки названы деревней. И если в начале того века в ней насчитывалось тринадцать дворов, то к концу там их было за пятьдесят.
Подтверждения тому, что с левого берега Беседи шло переселение на правый берег, встречаются в письменных источниках. Например, в универсале стародубского полковника Лукъяна Журавки от 5 марта 1708 года говорилось о Климе Ильиче (фамилия в тексте того документа отсутствует. – Прим. авт.), который из-за притеснений в Поповой Горе перебрался в Ширки, где стал нести казацкую повинность. В те времена Поповогорский курень входил в состав Стародубского полка. Но в самом волостном поселении ему принадлежали только два двора, зато в Ширках насчитывалось одиннадцать казацких дворов.
В Ширках казакам было более вольготно, чем в Поповой Горе, где постоянно проживали городничие (управляющие) Киево-Печерской лавры. Поэтому местом своего постоянного жительства казаки охотнее выбирали Ширки.
В «Описании местностей Черниговской губернии в пределах бывшего Стародубского полка», изданном в 1890 году А.И. Ханенко, Ширки по-прежнему названы деревней и указано, что в ней 280 дворов и более 1790 жителей.
Храм Вознесения Господня в Ширках построен в 1896 году, о чем говорится в краеведческих работах С.И. Святогора. Так что с того времени Ширки становятся селом.
В «Черниговских епархиальных известиях» упоминается, что законоучителем Ширковского народного училища определен с 1 февраля 1906 года священник местного храма Иоанн Кончаловский, а 7 августа того же года, как было сообщено в тех же известиях, он утвержден кандидатом в члены благочиннического совета 2 благочиннического округа Суражского уезда. В 1912 году в храме служил священник Григорий Зеленецкий. Псаломщиками в разные годы служили: Григорий Гладкий 1900г., Кирилл Соломенный 1909г. (с 1911г. – диакон), Михаил Шматченко 1916г.
К сожалению, очень мало сведений сохранилось о церкви Вознесения Господня в двадцатые-тридцатые годы прошлого века и о священно- и церковнослужителях. До наших дней дошла опись церковного имущества. В этом документе сказано: «В Поповогорский волисполком Председателя Ширковского сельсовета С.Т. Коваленко. Согласно предписания Поповогорского волисполкома от 13 марта 1922 года за № 312 я, председатель Ширковского сельсовета, сего 15 марта в присутствии церковного совета Ширковской церкви проверил имущество Ширковской Свято – Вознесенской церкви по описи 1909 года за № 8235. В результате этой проверки оказалось, что при сем и написано:
Евангелие большое, в лист печати, 1893 года, в металлических крышках. На лицевой крышке на середине изображение Иисуса Христа и по углам 4-х Евангелистов.
Евангелие большое, в лист печати, 1900 года, в бархатном переплете, с металлическими уголками, с изображением 4-х Евангелистов и в средине Воскресения Христова.
Евангелие малое, в 44 листах, в металлических крышках.
Кресты напрестольные:
Крест напрестольный, стоячий, мельхиоровый, с изображением распятия Спасителя;
Крест металлический с вылитым на нем распятием;
Крест маленький, металлический.
Священнослужебные сосуды :
Потир или чаша серебряная, весом 175 ? золотника;
Потир мельхиоровый;
Дискос мельхиоровый.
Звездица мельхиоровая.
Ложица серебряная, вызолоченная, весом 8 золотников.
Ложица серебряная, вызолоченная, весом 5 золотников.
Копие стальное с черной костяной рукояткой.
Копие стальное, меньшее, с белой костяной рукояткой.
Ковшик для теплоты, мельхиоровый.
Блюдце мельхиоровое маленькое.
Блюдце малое, мельхиоровое.
Антидарное блюдце белого металла.
Антидарное блюдце белого металла, меньшее.
Дароносицы и дарохранительницы:
Дарохранительница мельхиоровая в виде часовни с 5 главами и растворчатыми вратами, с металлическим внутри ковчегом для хранения святых даров;
Дароносица серебряная, вызолоченная, весом 35 золотников;
Дароносица мельхиоровая.
Кадила:
Кадило металлическое, белое;
Кадило металлическое, белое;
Кадило металлическое, желтое.
Всеношница для благословения хлебов, белая.
Хоругви:
Хоругвь металлическая с изображением на одной стороне Воскресения Христова, а на другой Святителя Николая;
Хоругвь металлическая с изображением на одной стороне Крещения Господня, а на другой Казанской Божией Матери.
Колокола:
Колокол большой, медный, весом 40 пудов 2 фунта;
Колокол средний, медный, весом 10 пудов 20 фунтов;
Колокол малый, медный, весом 5 пудов;
Колокол малый, медный, 2 пуда 30 фунтов;
Колокол самый малый, медный, весом 1 пуд 1 фунт.
Примечание: 6 глава «Облачение престола» не записана, так как не имеет никакой ценности. 7 глава «Облачение священническое» не записана, так как не имеет никакой ценности. Глава 9 «Иконы» не записана.
(Под описью нет подписей. – Прим. авт.) ».
Фамилию священника, служившего в Вознесенском храме в 1922 году, удалось установить по акту изъятия церковных ценностей. Тогда настоятелем служил Димитрий Рыжиков. Последним священником прихода служил Владимир Померанцев 1930г.
Храм Вознесения Господня в Ширках, закрытый в 30-е годы прошлого века был уничтожен пожаром, случившемся осенью 1941 года.
Местные жители указывают, что церковь стояла на том месте, где в настоящее время расположен бездействующий магазин Красногорского райпо. Сегодня село Ширки – микрорайон пгт. Красная Гора.
© 2006г. ИЕРЕЙ ИЛИЯ ВАКАРЮК
© 2006г. ЖУРНАЛИСТ АЛЕКСАНДР ХАНДОЖКО
© 2006г. ТРОФИМ ВЛАСОВ
Уважаемый посетитель раздела ИСТОРИЯ на сайте hram-sachkovichi.ru. Свои замечания, предложения и пожелания направляйте на электронный адрес: ilya.vakaryuk@yandex.ru |