Храм во Имя Святой Троицы пгт. Красная Гора

Сегодня трудно сказать, когда был возведен первый православный храм на поповогорской (красногорской) земле. Но есть косвенные сведения, указывающие на многовековые корни служения во славу Божию. В книге «Историко-статистическое описание Черниговской епархии» архиепископ Филарет написал: «По местному преданию Попова Гора получила свое название от того, что на месте, которое и ныне называется городком, жил князь-Жрец, владевший всею обширною окрестностию, еще до завоевателя Олега;- при Владимире местный жрец- князь, приняв христианство, был местным священником. Предание - вероятное. С одной стороны на кладбище городка находили монеты, вещи, камни с крестом, принадлежащие ХI в., с другой в географ. отрывке ХIV в. в списке городов литовских , принадлежащих Киеву, показывается «Попова Гора». Иеромонах Иоанникий в 1725 г. по обревизовании «местечка» Поповой Горы, писал, «антиминсов два, - един  преосв. митроп. Петра Могилы за державы кроля польскаго Владислава 1640 г., другой преосвящен. митроп. Дионисия Балабана за царя Алексия Михайловича».

Вера мирных поселян нашего края была так сильна, что их твердость духа не сломил запрет на проведение Богослужений в Свято-Троицком храме Поповой Горы. С 1620 года в волостном поселении стоял польский гарнизон. Стремясь обратить местных жителей в католиков, иноземцы даже построили костел. Но поповогорцы не отреклись от Православия, Богослужения стали проводить в лесу, где построили церковь. Вот как об этом говорится в указанном ранее издании: «Доподлинно неизвестно, с какого времени храм Поповой Горы находился в урочище Церковище: но о том, что там была церковь, кроме названия Церковища, говорит и недавно найденное там поржавленное копие церковное. Более чем вероятно, что православный храм поставлен был в Церковище по распоряжению польскаго правительства, которое на горе в замке поставило свой  костел».

«Положение осложнилось еще тем, что вскоре после включения в состав Речи Посполитой Попова Гора вместе с соседними селениями была объявлена владением Могилевского Спасского кафедрального собора, пришлось Киево-Печерской лавре приложить немало усилий, чтобы возвратить Поповогорскую волость в свои владения. В декабре 1644 года в Киево-Печерском монастыре между Киевским Митрополитом Петром (Могилой) и белорусским Епископом Иосифом (Горбацким) была оформлена меновая запись, по которой лавра уступила Могилевской Архиерейской кафедре свои четыре монастырских селения, находившихся в Оршанском повете, «по праву замены их на волость Попову Гору, яко смежную с лаврской отчиною».

Киево-Печерская лавра управляла Поповогорской волостью до 1786 года, когда в результате передачи в казну, местные земли вошли в состав государственных. Во время подчинения Поповой Горы Киеву в волостном поселении жили монастырские городничие. «Старики прихожане по преданию помнят, что под кротким правлением иноков лавры легко было жить; в пользу лавры, за пользование землями ея, поселенцы выполняли повинности  очень легкия, а во всякой нужде их готова была помощь им со стороны лавры. Потому они жили в довольстве». Однако то, что касалось церковной жизни края, лавра держала под своим наблюдением и местные священники не городничим, а туда докладывали, как обстоят дела. Сохранились их отчеты, сегодня проливающие свет на прошлое. Так, священник Тарасий  доложил Киево-Печерской Лавре, что новый храм в Поповой Горе заложен 15 апреля 1744 года. Из донесений в Киев известно: к 1747 году церковь была построена и освящена, то есть Богослужение из храма, находившегося за речкой Чиховкой и к тому времени обветшавшего, перенесли в Попову Гору. Из переписки местного священника с Киевом также известно, что 24 июня 1757 года Свято-Троицкий храм в Поповой Горе был уничтожен пожаром. И снова поселяне принялись возводить храм, который был построен и освящен в январе 1763 года.

«До наших дней из XVIII века дошел письменный исторический источник: «Дневник Николая Ханенко» - генерального хорунжего периода гетманской власти на Украине, - говорится в одной из краеведческих работ С.И. Святогора. – В нашем крае Ханенко известен тем, что «посредством скупли» приобрел село Лотаки со многими землями, на которых  основал три селения – Николаевку, Кургановку, Ивановку. Записи в «Дневнике» рассказывают: этот влиятельный гетманский вельможа, когда приезжал в Лотаки, то обязательно исповедовался у поповогорского священника Тарасия Хандожко. Это, в свою очередь, говорит об авторитете священнослужителя храма в Поповой Горе». Здесь слова уместно дополнить дословной записью из дневника Н.Д. Ханенко: « мар.4 1742 приехали рано в слободу Александра Корецкого Уношов... прибыли на ночь в Лотаки, где - 5ч. сисковали священника з Поповой Горы отца Тарасия Хандожку, перед которым исповедались - 6ч. на службе Божой в Лотаках причащались с Александром Корецким при все люде при нас бывшие».

Владыка Филарет в книге  «Историко-статистическое описание Черниговской епархии» отмечает, что в Поповой Горе священниками были Хандожки с 1600 по 1777 год, то есть более 170 лет. Храмовый престол они уступили своему зятю Коровкевичу-Базилевичу из рода почепского протопопа, сына стародубского полковника Коровкевича, тем самым положив начало еще одной династии священнослужителей. «Ныне из этой фамилии, - напечатано в указанном издании, - остается в Поповой Горе дьячок Хандожинский, - а другие Хандожки козаки».

Сохранились небольшие сведения о служителях храма, Иереи: Филон  Хандожко1654г., Тарасий Хандожко 1742г., Дамиан Хандожко 1767г., Иоанн Коровкевич-Базилевич 1820г., Иоанн Спасский 1875-1906гг., Гавриил Горский 1876г., Илия Киселёв 1898г., Василий Спасский 1906г., Василий  Гаврилов 1922г., Илия Вакарюк 2003г., Диаконы исполнявшие должность псаломщиков: Василий Вербицкий 1876г., Михаил Смоленский 1898г., Иона Вербицкий 1912г., Григорий Демиденко 1916., Псаломщики : Иван Хандожинский 1876г., Михаил Смоленский 1898г., Григорий Гладкий 1898г., Михаил Борисенко 1930г.

В энциклопедических справочниках Белоруссии встречаются сведения о том, что в XVIII веке в Поповогорской волости жил мастер настенной живописи крестьянского происхождения Григорий Никитович Медведевский. Слава о нем перешагнула границы окрестных поселений. Для иконостаса Свято-Троицкой церкви Поповой Горы им была написана икона                      «Господь Вседержитель», что вызывало  особую радость у местных прихожан. В храме Поповой Горы, имевшем придел в честь Трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, а также придел в честь  Святителя Николая архиепископа Мир  Ликийских Чудотворца, находилась особо почитаемая местными верующими икона. Надпись на  иконе «Святитель Николай» гласила: «Архипастырское благословение от преосвященного митрополита Серафима удостоился получить Иван Герасимов Коровкевич-Базилевич 1820 г.».

К реликвиям Свято-Троицкой церкви Поповой Горы относился колокол с отлитой на нем надписью, что он подарен в память «чудесного избавления Высочайшей семьи императора Александра III при крушении поезда».

Мной уже приводились воспоминания поповогорских прихожан о жизни при владении местными землями Киево-Печерской лаврой.  Для сравнения следует рассказать и о быте волостного поселения при правлении государственными чиновниками, что отмечено в «Историко-статистическом описании Черниговской епархии»: «Нынешний быт их (поповогорцев. – Прим. авт.) не таков... Более печально то, что под управлением чиновников корыстолюбивых и вовсе незаботливых о совести, горцы (поповогорцы. - Прим. авт.) испортились нравственно: довольно холодны к церкви и вере, любят пьянство, сварливы и лживы, не страшатся ложной клятвы и присяги. Чиновники, не то что иноческие начальства, не обращают никакого внимания на пороки и безпутства, которыя время от времени растут и множатся в народе; им нет дела до того, что за ковш горелки люди продают и совесть и покой общий. Так говорят священники местные! Так сознают лучшие из поселенцев Поповой Горы».
В конце XIX – начале ХХ веков настоятелем Свято-Троицкой церкви служил  священник Иоанн Георгиевич Спасский, который особо почитался прихожанами. Известен такой факт. Когда для усмирения крестьянских волнений, вызванных революционными событиями 1905 года, в Суражский уезд прибыл с войсками начальник Черниговской губернской жандармерии генерал Рудов, то от жестокой расправы поповогорцев спасло заступничество священника, имевшего с ним личную беседу по такому поводу. В «Черниговских епархиальных известиях» от 1 марта 1906 года было сообщено: «Уволен за штат настоятель Троицкой церкви с. Поповой Горы, Суражского уезда,  протоиерей Иоанн Спасский, согласно его прошению, - 17 февраля». И в этом же номере в «Списке вакантных мест» появилось такое объявление: «... В с. Поповой Горе, при Троицкой церкви, в этом приходе дворов 844, прихожан обоего пола 5177 душ, ружной земли 33 десятины, дома для священника нет, жалованье 156 руб. 80 коп. в год, вакантно 17 февраля 1906 года...» Но недолго храм простоял без настоятеля. «Черниговские епархиальные известия» от 15 апреля того же года напечатали: «Перемещены: свящ. Михайловской церкви с. Хотивли, Городнянского уезда, Василий Спасский к Троицкой церкви с. Поповой Горы, Суражского уезда, - 20 марта». Таким образом, сын принял от отца служение в храме.

Из церковных печатных изданий того времени (газета «Черниговские епархиальные известия», журнал «Вера и жизнь») известно, что священник Василий Спасский 7 августа 1906 года был утвержден членом благочиннического совета 2 благочиннического округа Суражского уезда, а в 1912 году его назначили исполняющим должность благочинного 2 округа Суражского уезда.

В Брянском государственном архиве хранится интересный документ. В нем говорится: «Секретарем сельсовета тов. Хандожко, членами сельсовета тов. Лисиченковой и Мельниковой и уполномоченными от общества тов. Шевцовой и Борисенко описано церковное имущество церкви села Попова Гора. Имущество следующее:

1. Церковь деревянная на каменном фундаменте, крыта железом, построена в 1784 году. Кресты на ней железные. Церковь трехпрестольная, престолы деревянные, жертвенники деревянные, облачение матерчатое.

2. У главной церкви иконостас в 5 ярусов, в нем иконы деревянные, писаны масляной краской.

3. На престоле серебряный крест весом не более одной восьмой фунта, 1простое Евангелие без оправы, 1 крест металлический, 1 дарохранительница- металлическая, весом не более 4 фунтов.

4. На жертвеннике 2 чаши. 1 из них оловянная, 2-я металлическая, без пробы. Дискос серебряный, весом около 2-х лот. 1 копие стальное. 1 крест металлический, весом около одной второй фунта. 2 Евангелие: 1 в бархатной оправе,2-я жестяная оправа. Ложка серебряная, весом в 2 золотника. 1 дискос оловянный звездица такая же. Икон в алтаре числом 5, простой живописи, без оправ. Икон малых 3 шт., без оправ, 2 тарелочки мельхиоровые и 3 ковшика таких же . 1 чаша жестяная для воды.

5. Пономарня, в ней 1 кадило медное, 1 таз медный, 1 кружка медная, 1 котелок чугунный, 2 пары венцов металлических, 2 пары венцов жестяных.

6. На средине церкви паникадило 1 металлическое с стеклянными украшениями, 2 деревянных клироса, 1 контора для продажи свечей- деревянная, 4 киота деревянных. 4 хоругви, 2 из них матерчатые, 2 металлические. 1 шкаф для церковного архива.

На клиросе церковные книги для Богослужения. Перед иконостасом церковная ограда. 2 выносных столика. 1аналой-деревянный, покрыт простой материей. На столике 1 лампадница из простой жести. Висят металлические подсвечники, числом 10 шт. Стоят металлические подсвечники, 5 шт. Лампады висят, 11 шт.

7. Придел Трехсвятительский

На престоле: Евангелие старого оправления из медной бляхи. 1 маленький бронзовый крест-ручной. 1 дарохранительница из белой жести. 2 простых иконы.

На жертвеннике 15 икон, из них 12 икон писаны на жести. 1 подсвечник жестяной. За престолом 2-х ярусный иконостас с 24 иконами, писанными на доске масляными красками.1 деревянная гробница для мощей- позолоченная, у ней 3 плащаницы матерчатые. 1 деревянный шкаф с ризами, в нем 6 риз матерчатых, 3 ризы парчовые. 1 киот с оградой. 1 подсвечник металлический. 1 кафельная грубка-неотопляемая. 4 шт. висячих подсвечников.5 шт. лампадок. 1 паникадило-маленькое, металлическое.

Придел Николаевский

На престоле:1металлический крест, 1 дарохранительница металлическая, 1 Евангелие, оправленное жестью. На жертвеннике 2 простых иконы, из них 1икона Николая под серебряной латой. 1деревянный выносной крест. 1 подсвечник металлический.

Пономарня: в ней 2 сундука и 1 шкаф для хранения воздушков. Покрывальцев воздушков 14 шт. матерчатых. Висячих подсвечников 4 штуки. Стоячих подсвечников 1 шт.,1паникадило-маленькое, металлическое. 1 иконостас 2-х ярусный, в нем иконы писаны на дереве. 1 киот с простой иконой. 1 небольшой столик для икон. 1 киот висячий-маленький, с иконой Николая. 1 киот простой. 8 шт. висячих ламп.

Колокольня деревянная в 3 яруса, крытая железом, а на ней 6 колоколов весом около 140 пудов, 3 кладовых с разным хламом. Вокруг церкви старая развалившаяся деревянная ограда. В цвинтаре деревянная изба с сеньми, сторожка. В сторожке 1 купель цинковая для крещения детей, 1 деревянная бочка для освящения воды, 5 матерчатых хоругвей.

При чем и расписалися 1922 года февраля 28 дня члены сельсовета Лисиченкова, Борисенко, Шевцова. Секретарь Хандожко».

Священнику Василию Спасскому    довелось  в 20-е годы прошлого века испить горечь гонений и притеснений. На состоявшемся заседании Красногорской волостной избирательной комиссии  о. Василия вместе с его женой Татьяной Васильевной лишили избирательных прав. Это обстоятельство вкупе с другими повлияло на скоропостижную смерть настоятеля храма, последовавшую в 1926 году.            

Церковь была разрушена летом 1937 года специально прибывшей для этого в Красную Гору бригадой плотников. Они под возмущенные возгласы из собравшейся большой группы прихожан попытались с помощью веревок сорвать купол и сбросить его на землю. Несколько попыток оказались безуспешными. Тогда плотники подрубили купол со всех сторон, после чего только им удалось обезглавить храм. Бревна разломанной церкви частично были использованы как материал для строительства сараев, частично были использованы на дрова. И с 1937 года по 2003 год Красная Гора была единственным в последние десятилетия XX века районным центром Брянской области, который оставался без храма или православного молитвенного дома.

Но лампада веры на красногорской земле не угасла, что подтверждается стремлением жителей районного центра и окрестных селений возродить Свято-Троицкую церковь. В 2001 году группа наиболее активных верующих  поселка провела собрание с приглашением на него благочинного Новозыбковского округа протоиерея Владимира Похожая. Были обсуждены вопросы создания прихода, принятия Устава местной православной организации, избрания временного приходского совета, возглавил который Петр Васильевич Толстенок.

Временный приходской совет начал свою работу со сбора пожертвований мирян на возрождение Свято-Троицкой церкви. Участие  приняли многие коллективы предприятий, организаций и учреждений Красной Горы, внесшие посильную лепту в это богоугодное дело, – районная администрация, казначейство, РайПО, налоговая инспекция, Красногорская средняя общеобразовательная школа № 2, аптека, гослесничество, центр социального обслуживания населения и другие. Поступили и лично внесенные взносы, которые передавались на храм как жителями Красной Горы и окрестных селений, так и теми, кто когда-то сменил место жительства, но не утратил духовную связь с родными местами. Их на то время в списке насчитывалось свыше 400 человек. Первоначально было собрано  более 20 тысяч рублей, которые затем пошли на уплату взносов за регистрацию прихода и другие нужды.

Районные власти пошли навстречу пожеланию верующих возродить в Красной Горе Свято-Троицкий храм. Под молитвенный дом были предложены два здания. Во время их осмотра церковный совет выбрал здание в переулке Юности, после чего были приняты постановление Красногорского районного Совета народных депутатов № 2- 170 от 16.12.2003 г. «О выделении здания для богослужений на территории пгт. Красная Гора» и распоряжение главы района № 373 – р от 24.12.2003 года «О передаче здания на территории пгт. Красная Гора по адресу: пер. Юности, 3».

Указом епископа Брянского и Севского Феофилакта  иерей Илия Вакарюк, настоятель храма  Рождества Христова с. Колюды, назначен временно исполняющим обязанности настоятеля Свято-Троицкого храма пгт. Красная Гора с 26 марта 2003 года.

В полученном здании для совершения Богослужений  проведены ремонтно-строительные работы по его переоборудованию под нужды верующих. Были разобраны: три внутренние перегородки общей площадью 50 квадратных метров, восемь внутренних и два наружных дверных проема, а также два внутренних оконных проема. Во время ремонта затянуты две потолочные поддерживающие балки (по 6 метров каждая), установлены два внутренних дверных блока, сделана подшивка потолка оргалитом (50 квадратных метров), произведена замена пола (35 квадратных метров), снято 120 квадратных метров внутренней штукатурки, выполнено 2,5 кубических метра кирпичной кладки, произведена полная замена электропроводки с установкой осветительных приборов, изготовлена мебель (стол, скамейки, киоты, прилавок и другая), установлен купол с крестом. Благодаря денежным пожертвованиям ЗАО «Центр» и других организаций был приобретен кровельный материал. ООО «Стройкомплекс» (пгт. Красная Гора) осуществило работы по реконструкции крыши храма.

Также сделан алтарь с жертвенником, престолом и иконостасом. Иконы представляют собой изделия художественно-производственного предприятия «Софрино».

19 февраля 2004 года под председательством благочинного Новозыбковского округа протоиерея Владимира Похожай состоялось Приходское собрание, на котором был принят Устав Прихода, избраны приходской совет и ревизионная комиссия. В состав приходского совета вошли: П.В. Толстенок (председатель), Н.Е. Купцов (заместитель председателя), М.Н. Степаниденко (ключарь), а ревизионной комиссии -  председатель Е.И. Подвойская и члены Л.А. Цыбулько, Е.Я. Хандожко.

27 апреля 2004 года осуществлена государственная регистрация Свято-Троицкой церкви пгт. Красная Гора и общине выданы все регистрационные документы, необходимые для церковной деятельности.

В районном центре были проведены молебны с освящением помещений при открытии стационарно-поликлинического комплекса в Красной Горе и Дома милосердия, в которых стараниями приходского совета оборудованы молитвенные комнаты. В них имеются православные иконы и необходимая церковная литература. 

В Свято-Троицком храме собрано более 200 экземпляров церковной литературы по различным темам. Книги служат надежными  помощниками при проведении Тамарой Николаевной Поленок, Анастасией Владимировной Макеевой, Таисией Васильевной Кругликовой с юными прихожанами занятий по церковной тематике и  духовных бесед о Православии.

В августе 2004 года, по инициативе приходского совета, верующие  района совершили паломничество в Свято-Анненский храм села Чубковичи Стародубского района и приняли участие в большом празднике в честь Чубковичской иконы Божией Матери  «Одигитрия». По окончании Божественной Литургии, совершенной священнослужителями Брянской и Гомельской епархий, состоялся Крестный ход к святой кринице и водосвятный молебен. Для этой поездки  прихожан ОАО  «Красногорское АТП» (директор Л.И. Иваньков) специально выделил автобус.

По приглашению настоятеля и прихожан церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Гордеевка  группа красногорских верующих в августе 2005 года приняла участие в проведении там  Крестного хода по селу и совершении водосвятного молебна на святом источнике.

В их числе Виктор Васильевич Никитенко (д. Макаричи), Мария Еремеевна Шило (с. Перелазы) и жители Красной Горы: Любовь Акимовна Цыбулько, Вера Акимовна Ефименко, Ева Ивановна Никифорова, Сергей Иванович Кругликов, София Григорьевна Солонецкая и другие.

20 июня 2006 года депутат Брянской областной Думы по Суражскому избирательному округу И.В. Медведь и заместитель председателя комитета по социальной политике Брянской областной Думы Р.А. Желдак посетили Свято-Троицкий храм. Во время беседы с верующими обсуждалась церковная жизнь района.

 
©  2006г. ИЕРЕЙ  ИЛИЯ  ВАКАРЮК

©  2006г. ЖУРНАЛИСТ АЛЕКСАНДР ХАНДОЖКО
©  2006г. ТРОФИМ  ВЛАСОВ

Уважаемый посетитель раздела ИСТОРИЯ  на сайте hram-sachkovichi.ru. Свои замечания, предложения и пожелания направляйте по электронной почте на  адрес: vlasov.trofim@yandex.ru

телефон hram.sachkovichi@yandex.ru

e-mail 8-929-021-40-02

Sachkovichi.ru © 2011 Все права защищены
Создание и поддержка сайта SiteStar