В письменных источниках (в описи Новгород – Северского наместничества, в статье С.И. Святогора «Нелегок был путь», в книге «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область») отмечается, что деревянный храм в селе Медведи был уже в 1736 году. Состоявший при Российском Императоре Петре Третьем генерал-адъютантом граф А.В. Гудович построил в 1794 году каменную церковь.
Сохранились сведения о служителях храма: Иереи: Иоанн Коссинский 1876г., Феодор Тищенко 1900г., Иоанн Шуранов 1912г., Николай Бураковский 1916г., Никита Новиков 1933г., Феодот Мельников 1937г. Псаломщики: Николай Илленков 1876г., Иван Борговский 1876г., Василий Крещановский 1899г., Николай Корейша 1899г., Иван Подорванов 1905г. С 1892 года в селе осуществляла свою деятельность Духовного ведомства одноклассная церковно-приходская школа.
«Черниговские епархиальные известия» от 1 января 1906 года сообщили, что совет Черниговского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества (по отчету 1904-1905 годов) выразил свою благодарность за успешное ведение в своих приходах более 20 чтений и священнику с. Медведи Феодору Тищенко, перемещенному ко времени выхода в свет издания в с. Карповичи.
К началу ХХ века остро встал вопрос о возведении нового храма, потому что прежний уже не мог во время Богослужения вместить под своими сводами всех посещающих прихожан. И в 1906 году крестьяне обратились в Суражское уездное собрание, попросив выделить на строительство новой каменной церкви две тысячи рублей. Но было принято решение, что пособие не должно превышать 250 рублей.
Крайняя нужда в средствах повлияла на затянувшееся строительство храма. В то время окрестными землями владел Баратов, за которого графиня Варвара Кирилловна из рода Гудовичей вышла замуж. Выделенные этой семьей деньги на новый храм не могли ускорить работы.
По преданию, которое можно услышать в наши дни среди медведевцев, Баратовы получили богатое наследство умершего заграницей дальнего родственника князя. Дворяне, поправившие таким неожиданным образом свое финансовое положение, не обошли вниманием и возведение в селе храма, что позволило улучшить темпы строительства.
Церковь была построена к 1913 году. Из-за начавшейся в следующем году первой мировой войны освящение ее отсрочили на неопределенное время, а затем революция 1917 года и последующие события не позволили осуществить намеченное.
Церковное имущество, находившееся в храме, было описано в 1922 году. Вот что указано в описи:
- Хоругвей металлических, жестяных 2.
- Иконостасов неподвешанных с изображением святых 2.
- Евангелий в жестяной оправе 4.
- Риз светлых 1.
- Риз красных 1.
- Риз черных 1.
- Риз желтых старых 4.
- Стихарей разного цвета3.
- Подризников старых разного цвета 3.
- Киотов подвешенных деревянных 5.
- Аналоев 3.
- Столиков панихидных3.
- Шкафов 4.
- Венцов для венчания металлических 3 пары.
- Гробниц простых деревянных 1.
- Паникадилов висячих простого металла на железных цепях 2.
- Подсвечников стоячих жестяных 8.
- Подсвечников висячих жестяных 6.
- Лампад висячих разного металла 10.
- Чаш металлических с приборами 1.
- Чаш серебряных с приборами 1.
- Дискос медный и жестяной 2.
- Крестов кипарисовых в жестяной оправе3.
- Крестов металлических 4.
- Дарохранительниц старого серебра 1 в стеклянном футляре.
- Дарохранительниц простого металла 2.
- ---------------------------------------------------------------------------------------------
- Железных котлов 2.
- Кадильниц 2 ( 1 медная, 1 жестяная ).
- Напрестольных крестов белого металла 1.
- Подсвечников стоячих малых белой жести 2.
- Крестов запрестольных деревянных 1.
- Блюдечек серебряных 1.
- Блюдечек жестяных 1.
Подписи неразборчивые (Прим. авт.).
В начале 30-ых годов были сорваны кресты на куполе Покровского храма и сброшены со звонницы колокола. В 1970 году, в начале лета, как пишет С.И. Святогор, « по указанию свыше, с Медведевского храма сорвали голову».
В книге «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область», отмечается, что церковь, расположенная в центре села Медведи доминирует в его застройке. Далее дано такое ее описание:
«К настоящему времени разобраны верхние ярусы колокольни, малые главы, центральный купол и все кровли. Характерный для нач. 20в. обширный крестообразный в плане храм, первоначально пятиглавый выполнен в русском стиле. Массивный объем с граненым выступом апсиды и прямоугольными боковыми рукавами креста увенчан в центре крупным световым восьмериком. Над встроенными между рукавами креста объемами прежде возвышались четыре мелкие глухие главы, а над центром поперечно ориентированной паперти, примыкающей к квадратной трапезной, - ярусная колокольня.
Тяжеловесный декор фасадов подражает формам русской архитектуры 17в. Таковы ширинки на угловых пилястрах, городчатый пояс и карнизы с зубчиками в завершение стен, килевидные архивольты арочных окон и ниш и полуколонки со жгутами в объединенных общим наличником тройных окнах на боковых фасадах. Аналогичные, но более крупные полуколонны обрамляют главный (западный) и боковые порталы, разделенные в соответствии с местной традицией в западных встроенных частях.
В интерьере четыре мощных угловых пилона несут при помощи подпружных арок и плоских парусов восьмерик, перекрытый сомкнутым сводом; рукава и трапезная имеют коробовые своды. В рукавах помещались приделы, алтарями которых служили восточные угловые объемы, а притворами – западные. Паперть разделена на три помещения: квадратное в центре и узкие прямоугольные по бокам, в одном из которых находилась лестница на колокольню. Из декора интерьера сохранились лишь широкие упрощенные антаблементы с нишками во фризе у пят подпружных арок и тяги в основании и под окнами восьмерика».
В настоящее время (2006 год) храм Покрова Пресвятой Богородицы недействующий и использовался сельхозкооперативом «Медведи» как склад товарно-материальных ценностей.
© 2006г. ИЕРЕЙ ИЛИЯ ВАКАРЮК
© 2006г. ЖУРНАЛИСТ АЛЕКСАНДР ХАНДОЖКО
© 2006г. ТРОФИМ ВЛАСОВ
Уважаемый посетитель раздела ИСТОРИЯ на сайте hram-sachkovichi.ru. Свои замечания, предложения и пожелания направляйте по электронной почте на адрес: vlasov.trofim@yandex.ru |