В универсале Стародубского полковника Лукъяна Журавки, выданном 14 сентября 1714 года, было сказано: «Кто бы кол век о сем видати потребовал, известуем, а на иборзей пану сотнику и войтове Удебенскому со всими обивателями сим универсалом ведомо чинить, иж пустовщину Евлакову, до нас принадлежащую, надаем во владение честному отцу Василию Вербицкому, ради недостатку и удобожительства его духовного; до якой пустовщины же бы кто не интересовался из жителей Удебенских и препятствий ко владению и уживанию оной не чинить о. Василию...»
Из текста универсала видно, что в начале XVIII века в храме Великого Удебного служил священник Василий Вербицкий, которому не только оказывались покровительство и защита высоких чинов Стародубского полка, но и была выделена земля (пустошь), чтобы поправить его материальное положение. А это, в свою очередь, говорит о заинтересованности в том, чтобы именно о. Василий продолжал служить в местном храме.
Известны имена и других служителей храма, иереи: Николай Кибальчич 1895г., Димитрий Норонович 1898г., Михаил Лузановский 1899г., Василий Гаврилов 1909г., Иоанн Мячин 1909г. и Василий Соколов 1930г., Диаконы, исполнявшие должности псаломщиков Михаил Бурковский 1906г., Павел Барзилович 1912г. Псаломщики: Дионисий Фарбовский 1898г.и Иван Вербицкий 1898г.
Святитель Филарет в «Историко-статистическом описании Черниговской епархии», сославшись на имевшийся в архиве указ, отметил, что храм в этом поселении был до 1700 года и что он был посвящен святителю Николаю. В подтверждение сказанного им приведен текст надписи на постной триоди: «раб Божий Сулуан Савич, житель Кузнецкий, надал до храму святителя Николая 1733г.»
Переименование церкви в селе Великое Удебное, как писал Владыка Филарет, произошло после возведения нового храма стараниями помещика Якова Тарновского. В книге отмечено: «В это время главный престол был освящен в честь Воскресения Христова и св. Николаю посвящен придел. В таком виде храм оказывается по переписи 1764 года». Святитель Филарет писал, что в 60-е годы XVIII века причт получал жалования 202 рубля и владел 33 десятинами земли.
Из описи, проводившейся по распоряжению генерал-губернатора Малороссии П.А. Румянцева-Задунайского и по инструкциям Императрицы Екатерины II, известно, что в селе Великое Удебное, являвшемся ранговым имением генерального бунчужного Якова Тарновского, в начале второй половины XVIII века имелся 51 двор.
Есть сведения и о числе прихожан: в 1770 году - 390 мужчин и 353 женщины, в 1790 году - 487 мужчин и 478 женщин, в 1810 году - 970 мужчин и 934 женщины, в 1830 году - 861 мужчина и 870 женщин, в 1850 году - 954 мужчины и 962 женщины, в 1860 году - 1018 мужчин и 1025 женщин.
В книге «Историко-статистическое описание Черниговской епархии» подчеркнуты благочестивые обычаи в округе: «Очень многие и в мясоед не употребляют ни мясной, ни молочной пищи по понедельникам. В великий пост престарелые в понедельник, среду и пятницу не вкушают ничего до вечера; некоторые на страстной неделе от четверга до пасхи не едят и не пьют. Во время болезни кого-либо из семьи или при другом несчастии ходят в Лавру на поклонение печерским угодникам. Эти благочестивые обычаи внушены и укреплены в округе без сомнения св. Лаврою, когда она имела здесь в своем надзоре поселение и поселенцев».
В описи церковного имущества, проводившейся в селе Великое Удебное в конце мая 1922 года уполномоченным советской власти в присутствии священника Василия Михайловича Соколова и церковного старосты Тихона Яковлевича Куленка, отражен вот какой факт. Тогда из храма предполагалось изъять все серебряные изделия, но к уполномоченному обратились священник и прихожане с просьбой за серебряную обложку Евангелия заплатить по весу три рубля серебром, что было и сделано. А через несколько дней появился акт, приложенный к описи. В акте записано: «Священник Василий Михайлович Соколов предоставил двадцать семь рублей серебром пожертвований граждан села Великое Удебное взамен чаши серебряной». Эти документы, хранящиеся в фондах Брянского государственного архива, подтвердили слова Архиепископа Филарета о благочестивости местных прихожан и готовности сделать все возможное ради храма. Жители села посчитали важным для себя заплатить большие по тому времени деньги, чтобы только оставить в церкви то, что ей принадлежало.
Храм Воскресения Христова был закрыт властями в тридцатые годы двадцатого века. О батюшке Василии известно, что он родился в 1874 году в городе Зубов Тверской губернии. В 1926 году по решению местного волисполкома был лишен избирательных прав. 11 марта 1931 года о. Василий был арестован и обвинен в антисоветской агитации и пропаганде на подрыв советской власти. 18 ноября того же года его приговорили к ссылке в Казахстан на три года. 7-10 ноября 1989 года настоятель храма Воскресения Христова села Великое Удебное священник Василий Михайлович Соколов реабилитирован прокуратурой Брянской области.
Церковь, использовавшаяся после ее закрытия как складские помещения, в конце 30-х годов уничтожена пожаром. Местные старожилы говорят, что ее специально подожгли безбожники.
© 2006г. ИЕРЕЙ ИЛИЯ ВАКАРЮК
© 2006г. ЖУРНАЛИСТ АЛЕКСАНДР ХАНДОЖКО
© 2006г. ТРОФИМ ВЛАСОВ
Уважаемый посетитель раздела ИСТОРИЯ на сайте hram-sachkovichi.ru. Свои замечания, предложения и пожелания направляйте на электронный адрес: ilya.vakaryuk@yandex.ru |