Историческое обозрение

Село Сачковичи, что при реке Ирпе, по сведениям Святителя Филарета (Гумилевского) Архиепископа Черниговского и Нежинского, – один из древнейших домонгольских населенных пунктов, который с ХVII века в составе Ропской волости, Новозыбковского уезда, Черниговской губернии (ныне Климовского района Брянской области). В вопросе о происхождении наименования села единого мнения нет, да и сведения о дореволюционной жизни незначительные. Сачковичи упоминаются в Ревизорском акте польских чиновников 1620 года, где перечисляются поместья «боярских панов» получивших имения «от Великих князей русских», засвидетельствованные царскими грамотами и границы поместьев. Село в разное время принадлежало разным владельцам.
По освобождении Малороссии от поляков, во времена гетмана Богдана Хмельницкого, «за прислугу Рубцов в войску запорожском подалисимо имъ в посессию села…», село Сачковичи, в числе других прилегающих селений Ропской волости от Курознова до Брахлова в 1656 году, было пожаловано Топальскому сотнику Стародубского полка «шляхтичу повету Стародубского у войску запорожском» Михаилу Ивановичу Рубцу, чтобы «спокойне тоеи маетности заживали». Гетман Иван Брюховецкий в 1665 году «Универсалом» подтвердил ранее подаренные ему селения и добавил новые: «а до того тежъ поглядаючи мы на Щирые и значные и давние услуги п. Михаила Рубца у войску запорожском отъ зачатое войны поднятые, в нагороду тех заслуг подаемъ въ посесыю ему до спокойного владыня и держання села Нежнего, селища Черноокова, села Тимоновичи, села Карповичи, селища Бровничи, селища Ропска, села Сачковичи, слободка Могилевцы, селища Красное въ ключу стародубовском лежащих».
В 1679 году Сачковичи, как и все села Ропской волости были присоединены к «гетманским имениям» находясь в Топальской сотне Стародубского полка.
В конце ХVII века, как сообщается в Историко-статистическом описании Черниговской Епархии, «в селе жили раскольники, некто Исаак съ ватагою».
Жители села были довольно хозяйственные и мастеровые люди, старались обжить и прилегающие территории. В «Универсале» гетмана Ивана Скоропадского от 15 января 1715 года, сообщается, что «Иосифъ Гуляй козак и житель Сачковичский чрез супленку свою просил насъ абысмо ему на его жъ власных кгрунтахъ позволили занятии греблю на речце называемой Добречци и ведлугъ води вешняк млинокъ построити на що и листъ свидетельствований отъ атамана и войта Сачковскихъ и всехъ жителей тамощнихъ позволяючи ему тамъ засипати гребелку и млинокъ поставити понеаажъ имъ въ том жаднои не будетъ шкоди, нам презентовал…».
В конце ХVIII века село Сачковичи, в числе других селений волостей принадлежало графу Кириллу Разумовскому, который в начале ХIХ века передал упомянутое, своему старшему сыну Андрею. Сохранился документ, где рассказывается, что двумя актами 1800 года, Генерал фельдмаршал граф Кирилл Григорьевич Разумовский распределил все свои имения между своими сыновьями: Андреем, Алексеем, Петром, Львом, Григорием и Иваном, и при этом перечислил все свои имения: «Тысяча восьмисотого года, апреля первого дня. Я, нижеподписавшийся объявляю, что из Малороссийских моих имений, Ропскую волость, состоящую в поветах Стародубском и Новгород-северском, о пяти тысячах девятистах тринадцати душах крестьян мужского пола, показанных за мною по последней ревизии, с их семействами и всяким своим имуществом, как то: местечко Ропск, села: Хоромное, Хотеевку, Карповичи, Тимоновичи, Бровничи, Соловьёвку, Крапивное, Старый Ропск, Сачковичи, Лобановку, Буду, деревни: Барановку, она же завод Могилицкий, Оряпковку, слободу Блешню, да хутора: Кириловский, Хандабоковский, он же и завод Приборский, со всеми землями, лесами, угодьями, к тому местечку, хуторам, сёлам и деревням принадлежащим: водяные мельницы, винокуренные и всякого рода другие заводы, все строения со всею движимой наличностью там имеющуюся, не исключая ничего, что в той Ропской волости принадлежало, принадлежит и чем я владею, но всё без изъятия (кроме села Рыкова), уступаю и записываю в личное потомственное владение сыну моему действительному Тайному Советнику и кавалеру графу Андрею Кирилловичу Разумовскому…».
Другой документ. 3 копия 1800 года апреля 13. «Всепресветлейший Державнейший Великий Государь Император Павел Петрович Самодержец Всероссийский Государь Всемилостивейший.» «Просит генерал фельдмаршал и кавалер Граф Кирилла Григорьев сын Разумовский, уступил я добровольно сыну моему действительному Тайному Советнику и кавалеру графу Андрею во вечное и потомственное Его владение из малороссийских моих недвижимых имений Ропскую волость в поветах Стародубовском и Новгородско северском состоящую в пяти тысячах девяти стах тринадцати душах крестьян мужеска пола по последней ревизии за мною показанных с их семействами и со всем и всяким имуществом. как то местечко Ропис. села Хоромное, Хотеевку, Карповичи, Тимоновичи, Бровничи, Соловьевку, Кропивное, Старой Ропск, Сачковичи, Могилевцы, Лобановку, Буду, и деревни Барановку онаж и завод Могилицкий, Орликовку, слободу Блешню, да хутора Куриловский и Хандобовский он же и завод Приборской. Со всеми землями, лесами, угодьями, к тем местечку, селам, деревням, хуторам и заводам принадлежащими, водяные мельницы, винокуренные и всякого другого рода заводы, и хуторные все строения. Со всего с всякого движимого наличностью там имеющеюся, не исключая из того и малейше чего либо что к той Ропской волости принадлежало принадлежит и чем я владел и владею»…. « С тем однакож чтоб доходы с той Ропской волости собираемые получать мне по смерть мою, по смерти моей оной сын мой граф Андрей иметь будет право по сему моему уступному запису, собирая те доходы употреблять на себя, по воле и умысле своей, как его собственною вечно и потомственно Ему принадлежащее, и нато написав от себя вечистый уступный запис немогши онаго сам заболезнию моею сознать лично пред Земским Повета Конотопского судом Уполномочил провинциального секретаря Моисея Маркова сына Ахматова, дабы он воместо меня представя той запись ко вписанию в вечистые поветовые книги испросил с оных для означеного сына моего графа Андрея выпись обыкновенную, и оную выпись равно как и подленный мною подписанный уступный запись вручил бы ему сыну моему»… «на подлинном тако к сему Прошению руку приложил генерал фельдмаршал граф Кирила Разумовский».
В ХIХ веке село упоминается как село казенное, где проживают государственные крестьяне, крестьяне собственники, ремесленники и духовные.

Строительство храма

Сохранившиеся документы свидетельствуют о том, что по состоянию на 1780 год храм в селе был деревянный, на кирпичном фундаменте. В книге «Историко – статистическое описание Черниговской епархии» для нас имеется очень важное свидетельство, что «на оловянной дощечке, найденной на пожарище сгоревшего храма, написано: «Сооружись церковь сия во имя Царицы Богородицы Марии Девы пречестного покрова в правление архиепископа Иоанна и запорожских войск гетмана Иоанна Скоропадского, старанием пана Якова Дружины».» Судя по этой доске деревянный храм мог был построен между 1709-1711 годах, после Полтавской битвы, скорее всего после изгнания шведов со Стародубских земель. Полковник Иоанн Ильич Скоропадский был избран гетманом 7 ноября 1708 года. В начале 1711 года Святитель Иоанн, Архиепископ Черниговский и Нежинский, во граде Москве был возведен в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. В город Тобольск, Высокопреосвященнейший Владыка прибыл 14 августа 1712 г.
Cооружение же нынешнего довольно обширного и построенного из красного кирпича храма, было начато в 1846 году на месте сгоревшего. Однако, в середине ХХ века с северной стороны храма была прикреплена мраморная табличка с надписью: «Памятник архитектуры Покровская церковь, построена в 1820 году, охраняется государством». В «Трудах Черниговской Губернской архивной комиссии 1906-1908 годов» в «Алфавитном списке церквей Черниговской епархии», основанием для составления которого послужили официальные документы приходов, так называемые в то время «клировые ведомости» или «Ведомости о церкви», указывается, что в селе Сачковичи Покровская церковь, каменная постройка 1846 года. Один из составителей «списка» Е. Корноухов, в предисловии указывает, что: «Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировыя ведомости состовляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройке, расширению церквей и колоколен». Святитель Филарет (Гумилевский) Архиепископ Черниговский и Нежинский, указывает дату постройки храма 1864 год. Храм построен в центре села на возвышенном месте «усердием сачковцев» и освящен при настоятельстве священника Иоанна Александровича Доброгаева.
Об отце Иоанне известно, что в 1853 году он окончил полный курс Черниговской Духовной Семинарии. В сан священника был рукоположен в 1855 году, скорее всего при Святительстве Преосвященнейшего Павла Епископа Черниговского и Нежинского (1836-1859 гг.). За усердные труды на благо Церкви в 1867 году батюшка был награжден набедренником, а в 1874 году скуфьею. С 1873 года священник Иоанн Доброгаев – член Благочиннического Совета 3-го округа Новозыбковского уезда, Черниговской епархии.
Известны имена и других служителей храма – иереи: Петр Булгаков (1907 г.); Василий Радченко (1937 г.); Прокопий Кекуев (1944 г.); Петр (1948 г).; Николай (1949 г.); Георгий (1951 г.); Даниил Ларченко (c 1952 г.); Игорь (1979 г.); Анатолий Климчук (1980 г.); Александр Гулидов (1988 г.); Виктор Коврижко (1998 г.); Илия Вакарюк (с 2007 г.); диаконы (исполнявшие и должности псаломщиков): Григорий Рублевский (1876 г.), Петр Рублевский (1909 г.), Николай Подберезский (1912 г.), псаломщик Афанасий Падин (1937 г.), пономарь Петр Рублевский (1876 г.).
Черниговские Епархиальные Известия за 1909 год, в списке вакантных мест Епархии как священнических так и псаломщических, сообщают: «псаломщическия: Новозыбковского уезда, в с. Сачковичах, при Покровской церкви, в этом приходе дворов 232, прихожан обоего пола 2322 души, ружной земли 36 дес., дом для псаломщика есть, жалования 98 р. в год, вакантно с 22 ноября 1909 года».
В ХIХ веке к Сачковичскому приходу, который входил в число церквей 3-го Благочиннического округа, Новозыбковского уезда, относились: Храм во Имя Святой Троицы села Лобановка, основанный в 1793 году, и храм в честь Святителя и Чудотворца Николая Архиепископа Мир Ликийских села Могилевцы, основанный в 1857 году. Все эти храмы до 1906 года возглавлялись настоятелем Сачковичского прихода.

Известно и число прихожан упомянутых храмов:

1770 г.

1790 г.

1810 г.

1830 г.

1850 г.

1860 г.

Сачковичи
М 468
Ж 454


М 732
Ж 718


М 767
Ж 760


М 808
Ж 840


М 857
Ж 909


М 960
Ж 990

Лобановка
М 529
Ж 474


М 517
Ж 454


М 550
Ж 517


М 485
Ж 527


М 501
Ж 504


М 514
Ж 560

Могилевцы
М 427
Ж 426


М 468
Ж 490


М 428
Ж 430


М 465
Ж 503


М 450
Ж 452


М 486
Ж 497

В 1909 году, по определению Черниговского Епархиального Начальства от 20 февраля – 4 марта, в результате реорганизации благочиний Новозыбковского уезда, приходы были распределены на 4-е благочиннических округа взамен существовавших трех. Храмы села Лобановка и села Могилевцы остались в составе 3-го благочиния, а храм села Сачковичи был отнесен к вновь образованному 4- у благочинническому округу.
В Епархии уделялось внимание и материальному обеспечению приходов. Например, в «Черниговских Епархиальных известиях» за 1861 год, сообщается: «Распоряжением Епархиального начальства в 1860 году: Вследствие резолюции его Высокопреосвященства были пересмотрены ризницы черниговских: архиерейского дома, собора и приходских церквей и найдено возможным к назначению для пожертвований в беднейшия церкви Черниговской епархии: в Покровскую села Сачкович… ».
Не только Епархия, но и прихожане любили свои храмы, благоукрашали и заботились о них. Об этом сообщается в «Черниговских Епархиальных известиях» за разные годы, а также и в других источниках.
О храме села Сачкович, например, в тех же известиях за 1861 год сообщается, что «Распоряжением епархиального начальства, старосты церквей: м. Нового Ропска Новозыбковского уезда, Борисоглебской государственный крестьянин Савва Радченко, Николаевской тоже государственный крестьянин Григорий Яновский, и села Сачкович козак Максим Кучма, за особенное усердие и старание о храмах награждены похвальными листами 25 августа». И в тех же известиях за 1906 год, в 4-м номере, сообщается, что «Выражается искренняя благодарность Его Преосвященства Генерал-майору Константину Адриановичу Рудановскому за пожертвование полнаго облачения на престол Покровской церкви села Сачкович, Новозыбковского уезда». В другом номере этого издания того же года: «Преподается архипастырское благословение Его Преосвященства: Дворянке Марии Георгиевне Курниэн, крестьянам Игнатию и Ивану Прохоровым Котовым и прихожанам Покровской церкви села Сачкович, Новозыбковского уезда, за их пожертвования деньгами и вещами на благоукрашение храма села Сачкович».
Известны имена старост прихода, добросовестно и усердно трудившихся в доволюционные годы в храме: Максим Кучма (1860 г.) и Иоанн Моисеенко (1913 г.) при котором храм перед Первой мировой войной был отреставрирован и и частично расписан масляными красками.
С северной стороны храма – почти на улице, южнее по рельефу местности – к концу XIX века была возведена довольно массивная трехъярусная отдельно стоящая колокольня. С юго-восточной стороны храма расположено небольшое кладбище. Надписи на надгробных крестах и табличках дают основания предполагать, что захоронения осуществлялись с XIX века по 80-е годы ХХ века.

Архитектурное описание

В книге «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область» отмечается, что кирпичное и оштукатуренное здание храма «с деревянным завершением – интересный пример ранней стилизаторско-эклектичной архитектуры на Брянщине. Её объёмно-композиционное построение следует трёхчастным купольным храмам Украины 17–18 вв. с крупным основным восьмериком и примыкающими к нему равновысокими квадратными в плане алтарем и притвором. Однако каждая грань объемов завершена на фасадах большим килевидным кокошником, а над восьмериком на купольную гранёную кровлю поставлен меньший световой деревянный восьмерик с шатром и главой на шейке. У трёх входов в храм с запада и на боковых фасадах устроены крыльца с крутыми двускатными кровлями на двух столбцах.
Декор фасадов здания довольно пластичен. Отделённая тягой нижняя часть стен трактована как высокий цоколь, украшенный прямоугольными нишами.
По краям каждой грани расположены двухступенчатые пилястры, а в центре вверху – арочное окно второго света с килевидным обрамлением и прямоугольной доской под ним. Карниз обходит всё здание на уровне капителей пилястр и арочного верха окон, отрезая кокошники. Деревянный верх с парными арочными окнами восьмерика (ложными на диагональных гранях) и щипцами над гранями украшен также рядом декоративных слухов на шатре.
В интерьере господствует пространство восьмигранного зала с эффектными распалубками над окнами и своеобразным восьми лотковым сводом, прорезанным в центре крупным световым восьмериком с сомкнутым деревянным сводом. Узкий проём соединяет его с алтарём, а более широкий – с притвором, в верхнем ярусе которого устроены хоры».
Масляная живопись в деревянном восьмерике, шатровой части храма и в алтаре, по мнению специалистов, выполнена в духе позднего классицизма в конце ХIХ века. Но в середине ХХ века, во время капитального ремонта деревянного восьмерика, живопись была зашита оргалитом, который окрашен масляной краской голубого цвета. В западной шатровой части сохранились лишь изображения Покрова Пресвятой Богородицы и трёх херувимов, остальная живопись была закрашена масляной краской во время ремонта. На прямых стенах храма – росписи, относящиеся к концу – ХХ века. С северо-восточной стороны – настенная роспись «Рождество Христово», а с северо-западной стороны – «Вознесение Господне». С юго-западной стороны – настенная роспись «Распятие Господа», а с юго-восточной стороны – «Крещение Господне».
Практически нетронутой, сохранилась живопись в алтарной части храма. На «Горнем месте» сохранилась настенная роспись середины ХХ века размером 300 х 300 – «Моление о Чаше», выполненная масляными красками в тёмных тонах. Под изображением имеется аккуратно сделанная надпись: «Храм обновлен в 1962 году при настоятеле о Данииле Ларченко, ктиторе Котовой М. и псаломщице Захаревской Н., художник Васильев П.И.». А настенные росписи северной и южной части алтаря можно отнести к концу ХIХ или начала ХХ века, и они реставрации не подлежали. В северной части небольшая настенная роспись размером 200 х 150, изображающая во весь рост Святого Архистратига Гавриила, выполнена масляными красками уже в светлых тонах. В нижней части надпись: « О.Ф. КУЛЕШЪ за упокой мужа Гавриила». Особо обращает на себя внимание настенное изображение размером 300 х 200 в южной части алтаря Святых Апостолов: Петра и Иоанна Богослова, выполненных масляными красками во весь рост. Святой Первоверховный Апостол Петр, в правой руке, наклоненной вниз, держит раскрытую книгу и ключи. Левая же его рука прижата к груди. Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов на уровне живота в правой руке держит закрытую книгу в вертикальном положении, а левая рука слегка прикасается к ней. Вверху над Апостолами изображен херувим, двумя руками держащий раскрытую книгу, на которой написано: «Ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. И дам ти ключи Царства». Внизу имеются две надписи, первая очень аккуратно выполненная: «Храм обновлен «въ 1913 м году» во дни Настоятеля священника Петра Симеоновича Булгакова и ктитора Иоанна Ефимиева Моисеенко», и вторая произвольно: «Храм обновлен в 1954-5 году при настоятеле священ. Данииле Ларченко».
Колокольня - массивное трехъярусное прямоугольное отдельно стоящее сооружение в русском стиле, с сухими и несколько дробными формами. Возведена из кирпича, перекрытия ярусов и кровля в настоящее время утрачены. В низком первом четверике с крупным цоколем устроен сквозной арочный проход, украшенный на фасадах полуколоннами по сторонам и пологим архивольтом с лентой зубчиков. Глухой второй ярус имеет широкие угловые лопатки с ширинками, карниз с сухариками и ложные небольшие окна с полуколонками и килевидными завершениями наличников над проходом. Грани третьего прорезаны парными арками звона с ширинками на устоях и завершены нарядным карнизом и тремя полукруглыми кокошниками с каждой стороны.
Престол в алтаре деревянный (форма престола редко встречающаяся) размером 110х110х98, судя по нижним одеждам, обтянутым веревкой до нижней части, видимо, был освящен архиереем. Святой Антиминс, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, священнодействован Преосвященным Глебом Архиепископом Орловским и Брянским 19 декабря (год не указан), для храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Сачковичи Климовского района Брянской области.

Закрытие и репрессии

В ХХ веке прекратила свое существование последняя в истории православная Российская империя, занимавшая шестую часть света. Молодое вновь образованное победившее безбожное государство, учитывая мощь и огромный масштаб Русской Православной Церкви, ее колоссальное влияние на большую часть народа, под руководством вождей уже в 1922 г. используя тактику "разделяй и властвуй", устремляются на Церковь, чтобы уничтожить ее. Установка большевиков на полное уничтожение Православной Церкви с беспощадной жестокостью, действовавшая с начала революции 1917 г. до Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., ярко изображается известным ленинским письмом ("для членов Политбюро") от 6/19 марта 1922 г., в котором говорится: "...изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше" (Известия ЦК КПСС. 1990. Х 4. С. 19] -194).
Закрытие храмов и гонения на священников, диаконов, монашествующих и простых верующих людей, происходили и на территории нынешнего Климовского района. Их лишали избирательных прав, отбирали имущество и изгоняли из своих домов на улицу вместе с семьями. Сотни людей были репрессированы и расстреляны за свои религиозные убеждения. В нынешнем Климовском районе за ХХ век 30 утраченных и уничтоженных безбожниками храмов. Все имущество было описано, конфисковано и уничтожено. В Государственном Архиве Брянской области (ГАБО) сохранились описи имущества и метрические книги церквей, списки лиц лишенных избирательных прав нашего района.
Последним священником храма перед его закрытием в 1937 году, служил иерей Василий Иванович Радченко, а должность псаломщика исполнял Афанасий Падин. Первым был арестован отец Василий. Из протокола допроса от 27 сентября 1937 года известно, что батюшка родился в селе Новый Ропск 30 января 1896 года в семье кустаря. Окончил Новоропскую двухклассную сельскую школу и Черниговское Духовное училище. Когда, кем и где был рукоположен в священный сан неизвестно. У священника была семья: матушка Надежда 1900 года рождения, дочь Вера 12 лет, сын Николай 6 лет. Батюшка как «служитель религиозного культа» был лишен избирательных прав и вместе с другими верующими жителями села: Кучма Николай Кириллович и Ходько Касьян Ильич, и в начале сентября 1937 года были арестованы по 58 статье уголовного кодекса.
Заседанием особой тройки при УНКВД Орловской области «активный участник контрреволюционной группы Радченко Василий Иванович» 1 ноября 1937 года был приговорен к расстрелу, а личное имущество было конфисковано. Священник в предъявленном ему обвинении виновным себя не признал. 16 ноября 1937 года в Клинцовской тюрьме священник Василий Радченко в 15-16 часов дня был расстрелян. Место захоронения неизвестно.
29 ноября 1963 года Президиум Брянского областного суда рассмотрел дело по обвинению Кучма Николай Кириллович, Ходько Касьян Ильич, Радченко Василий Иванович осужденных постановлением тройки при УНКВД по Орловской области от 1 ноября 1937 года, руководствуясь статьями 374, 378 УПК РСФСР решение отменил и «дело производством» прекратил за отсутствием состава преступления.
Репрессии коснулись так же и служителя нашего храма Афанасия Падина. Известно, что Афанасий Васильевич родился 17 января 1871 года в городе Калуге в семье мещан и окончил 4 класса городской школы. В царской армии не служил. До революции насельник Климовского Покровского мужского монастыря, а после его закрытия проживал в селе Сачковичи и служил скорее всего псаломщиком «служителем религиозного культа», исполняя обязанности диакона. Одинокий. Имел ли духовное образование и был ли рукоположен в сан – неизвестно. 19 ноября 1937 года НКВД по Орловской области его арестовало.
Заседанием особой тройки при УНКВД Орловской области по ст. 58 п. 10 УК приговорен к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на десять лет.
20 июня 1989 года в соответствии с Указом Президиума Вкрховного Совета СССР от 16 января 1989 года, «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40х и начала 50-х годов, Прокуратура Брянской области внесудебное решение от 4 декабря 1937 года отменила и Падин Афанасий Васильевич считается РЕАБИЛИТИРОВАН.
По воспоминаниям некоторых старожилов села, в 1937 году храм был закрыт, а колокольня была обезглавлена и частично разрушена. Нижний ярус колокольни использовали для продажи населению в нем керосина и других хозяйств материалов бытового назначения. Колокола были сброшены и разбиты. Жители поселка Великие Пожни, братья Дмитрий и Тихон Романовичи Воронко, каким – то образом смогли взять два сравнительно небольших колокола и хранили их у себя дома до осени 1942 года.

Открытие храма

24 августа 1941 года село было оккупировано немецко-фашистскими войсками и оккупационные власти использовали храм под конюшню.
По воспоминаниям жительницы села Анастасии Федоровны Воронко 1931 года рождения: «храм в селе был открыт во время оккупации, поздней осенью 1942 года. С разрешения оккупационных властей, жители села с большим усердием взялись за подготовку храма, к совершению в нем Богослужений. Народ стал приносить в храм иконы, книги и другие необходимые для церковных служб предметы и вещи. В праздник Крещения Господня, 19 января 1943 года, под звон четырех колоколов, жители села крестным ходом шли на рядом располагавшееся озеро (ныне уже небольшая пересыхающая речка) и там совершилось первое водосвятие. Прорубь была сделана в виде креста, и жители села всю зиму ходили по воду на прорубь, и с того времени Богослужения в храме стал совершать священник».
Спрятанные братьями Воронко от советской власти и безбожников, колокола были возвращены в храм. На временно устроенной звоннице, расположенной на «верхних хорах», в настоящее время можно увидеть и услышать звон лишь этих четырех колоколов. На самом большом из них имеются две надписи, сделанные при отливании. В верхней части – « LAT DANIEL WENER w WILNIE R 1832» и в средней части по ободу колокола – «Kosztem Parafianow Do Kosciola Niemuiunskiegow».
Старожилы села вспоминают такой случай: «один из расквартированных в селе немецко-фашистских солдат летом 1942 года погиб из-за неосторожного обращения с оружием. Гроб с его телом был поставлен в недействующем сельском храме, и немцы читали о нем молитвы на непонятном для жителей села языке. Солдат был захоронен за церковной оградой под кленом и вскоре храм был открыт». На том месте, где было захоронение, в настоящее время расположен углубленный в нынешнюю церковную территорию сельский магазин Климовского райпо.
На приходском кладбище в юго-восточной части расположено захоронение середины XIX века, на что указывает металлическая прямоугольная плита. В восточной части плиты изображены херувимы, далее к центру плиты изображен шестиконечный крест. Справа от него изображена чаша, а слева закрытое Евангелие, ниже имеется надпись: «Ольга Осиповна Рудановская. Родилась въ 1820 г. Умерла въ 1856 г. От сердечно любящего сына гвардии генералъ – майора К.А. Рудановского дорогой незабвенной матери. Упокой Господи душу усопшей рабы твоей Ольги». В восточной части храма на кладбище бывшее захоронение местных жителей (в 60-е годы ХХ века погибшие были перезахоронены на центральном сельском кладбище). На сохранившемся небольшом металлическом памятнике прикреплена табличка с надписью: «Вечная память мирным гражданам, зверски погибшим от рук фашистов 23 сентября 1943 года». Летом 2007 года на кладбище был установлен общий большой Поклонный крест и начато его благоустройство.
По воспоминаниям старожилов, с осени 1942 года храм больше не закрывался. Первым священником открывшегося храма служил иерей Прокопий Кекуев. Сохранились и имена певчих, много лет несших различные послушания в приходе: псаломщица монахиня Надежда (Захаревская), монахиня Екатерина (Кулаженко), Ульяна Сидоровна Воробьева, Марфа Емельяновна Воронко, Елена Семеновна Кламбоцкая, София Григорьевна Щастная с 1951г. по 1990г., псаломщица монахиня Евстолия (Петрушина) псаломщик Николай Иванович Дашук. Известны имена и старост прихода: Семен Дубыня (1944- 1952 гг.); Мария Котова (1952-1965 гг.); Татьяна Романенко (1965-1976 гг.); Анна Ефремовна Симоненко (1976-1992 гг.); Каппитолина Васильевна Козлова (1992-2000 гг.) Анастасия Федоровна Воронко (2000-2010 гг.).

Обновление храма

В конце ХХ века так же невероятно быстро и без гражданской войны рухнула первая и последняя в истории Советская империя – атеистическое государство, так же занимавшая шестую часть света.
В начале 90-х годов ХХ века произошло возрождение прихода. Трудами и заботами молодого и неутомимого труженика священника Александра Гулидова был проведен внутренний и наружный капитальный ремонт стен храма. Сборный одноярусный иконостас начала ХХ века, по причине ветхости и необходимости реставрации икон и конструкции, в 1990-х годах был разобран. Новый пятиярусный русский классический иконостас изготовлен мастером Анатолием Ивановичем Куриленко и выполнен с резьбой по дереву. Иконы нового иконостаса писаны на оргалите масляными красками иконописцами из г. Брянска супругами Недоступенко. Для нимб, была использована краска под цвет золота. Иконы от старинного иконостаса впоследствии были размещены в центральной части храма. Для них были сделаны напольные киоты, которые на сегодняшний день окрашены в белый цвет масляной краской. Орнамент киотов окрашен краской бронзового цвета. Из всех старинных икон, находящихся в храме, следует выделить храмовую икону Покрова Пресвятой Богородицы с овальным завершением, размером 125х75х5. В нижней части иконы, с правой стороны имеется надпись: «Сия Св. Икона писана и освящена на Афоне въ Русском Св. Пантелеимона Монастыре». Заменены были оконные блоки с решетками и утеплена верхняя деревянная часть храма. Оцинкованным железом заново перекрыта кровля и установлены водостоки. Была также пристроена к зданию храма котельная, сделано водяное отопление и проведен природный газ. Построены подсобные помещения для хозяйственной деятельности прихода, и установлена водоразборная колонка для хозяйственных нужд. Электропроводка была полностью заменена и сделано вокруг храма уличное освещение, столь необходимое при ночных Богослужениях. Священник Александр Гулидов просил у местных властей здание бывшей школы, что напротив храма, по улице Школьной, которое никем не использовалось и пустовало, но было отказано.
С 14 марта 2007 года, Указ № 11-Д, по благословению Епископа Брянского и Севского Феофилакта, в приход был командирован для несения послушания иерей Илия Вакарюк. В феврале 2008 года, по благословению Благочинного Новозыбковского округа протоиерея Владимира Похожая, он избран председателем Приходского совета (Протокол №1 от 22.02.2008 г.). Заседанием Приходского совета в расширенном составе, было решено полностью заменить некоторые предметы Богослужебного назначения. Приобретено в храм и включено в опись имущества: Потир (Чаша) вызолоченный с внутренним серебрением в комплекте с принадлежностями, Купель для крещения алюминивая, Крышка панихидного стола. Впоследствии были приобретены: подсвечники с литым основанием золочение 3 шт; Лампада на престол с литым основанием – золочение; Лампада на жертвенник – вызолоченная; Евангелие напрестольное – эмаль, золочение; Трехсвечник пасхальный на крест.; Крест напрестольный – эмаль, золочение ,2 шт.; , Апостол 200 х 310 – золочение; Подставка под кадильницу; Плащаница Господа Иисуса Христа напрестольная – печать, драп ; Хоругви - вишневого цвета, драп, большие (пара) ; Хоругви - красного цвета, бархат, малые (пара); Хоругви - голубого цвета, бархат, малые (пара); Облачение на престол –голубое, комплект; Завеса царских врат.; Пелена (индития) - на жертвенник, 120х120, шелк; Пелена на стол для облачений - 140х140, шелк; Облачения иерейские семи цветов шелковые; Запрестольные крест и икона.
В 2007 году по согласованию с Государственным Учреждением «Управление дорожного хозяйства Брянской области» и другими государственными учреждениями, на автомобильной дороге 3 технической категории Климово-Чуровичи - Государственная граница, в начале села Сачковичи, приходом был установлен деревянный крест. Климовский ДРСУ (директор И.П. Вазюля.) определил место его расположения, а ООО Климовская Деревообрабатывающая Компания его изготовила. В 2009 году, на средства члена Ревизионной комиссии прихода - Михаила Федоровича Тарабанько и при его активном участии, деревянный крест был заменен на металлический. Крест изготавливался специалистами в реставрационной мастерской А.Е. Мельниченко. В установке металлического креста посильную помощь автотранспортом оказал Климовский РЭС (директор И.М. Шевченко). Насыпь была обложена силикатным кирпичом, а прилегающий участок был спланирован и огорожен декоративным фигурным бетонным ограждением.
В 2008 году, Приходским советом осуществлен капитальный ремонт храма. Было отремонтировано и окрашено здание (кирпичная часть) и крыльцо. На эти цели благотворительные пожертвования внесли: ЗАО «Центр» (генеральный директор И.Е. Косарев); ЗАО «Трастовая Корпорация» (генеральный директор С.И. Сычев); ОАО «Дороги и Технологии» (генеральный директор В.Л. Кашковский); ООО «Климовонефтепродукт» (директор М.В. Черненок) и другие предприятия, организации, учреждения, частные лица и жители Климовского района. Ремонт осуществляла строительная организация из города Брянска ООО «ДомСтройСервис» (директор В.А. Кобзарь). Были также приобретены и строительные материалы для дальнейших ремонтных работ. В том же году за усердные труды на благо Церкви Благословенными Архиерейскими Грамотами Преосвященнейшего Феофилакта Епископа Брянского и Севского были награждены: Дина Павловна Мельниченко, Зинаида Ивановна Щастная и Николай Иванович Дашук.
В 2009 году, благодаря денежным пожертвованиям благотворителей, все старые водостоки на кирпичной части храма были заменены на новые, из оцинкованного железа (мастер из г. Новозыбкова Виктор Антонович Суглоб). Посильную безвозмездную помощь автокраном в установке водостоков по очереди оказали: ООО «Климовоагропромэнерго» (директор Любовь Михайловна Карпова) «Климовский РЭС» (директор Ирина Михайловна Шевченко), ЖКХ «Климовский коммунальщик» (директор Михаил Владимирович Джалый), благодаря чему работа на высоте, была сделана качественно и своевременно.
В 2010 году, благодаря денежным пожертвованиям благотворителей, были приобретены металлические «строительные леса» начат внутренний ремонт стен храма. Ремонтные работы, под руководством помощника председателя Приходского совета (старосты храма) Анастасии Федоровны Воронко и бригадира строительной бригады С.В. Мешкова, производили: А.П. Тапиро, Г.П. Тапиро, В.А. Зейдулаев и И.Н.Житков. Сначала были помыты и стены, а местами вновь поштукатурены. После нанесения грунтовки стены были покрашены. Бригада в этом составе трудится третий год, в основном в Ленинградской области. Там им приходилось заниматься ремонтными работами в сельских храмах. Следует отметить, что и сам бригадир, и братья Тапиро – родом из села Сачковичи, что в свое время они были крещены в этом храме и что сейчас храм посещают их родные и близкие.
1 августа 2010 года, Преосвященнейшим Феофилактом Епископом Брянским и Севским, иерей Илия Вакарюк назначен настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы села Сачковичи Новозыбковского благочиния, Указ № 70.
12 октября 2011 года иерей Илия Вакарюк, в храме совершил «Чин благословения и освящения новосооруженного Креста». Крест и главка для храма изготовлены в реставрационной мастерской А. Е. Мельниченко, на денежные пожертвования работников администрации, учреждений, организаций и жителей сел Климовского района. В тот же день крест был воздвигнут на главку, и храм получил свое завершение на радость всем прихожанам.
В 2012 году, Приходским советом вновь был осуществлен капитальный ремонт храма. Было отремонтировано, прогрунтовано и окрашено снаружи здание, как кирпичная часть, так же и деревянный завершающий восьмерик. Заменены были и водостоки деревянного восьмерика. Ремонтные работы производила ремонтно-строительная бригада из города Новозыбкова (мастер Ю.В. Митраков).На эти цели благотворительные пожертвования внесли: ЗАО «Центр» (генеральный директор И.Е. Косарев); ЗАО «Трастовая Корпорация» (генеральный директор С.И. Сычев); ОАО «Дороги и Технологии» (генеральный директор В.Л. Кашковский); и другие предприятия, организации, учреждения, частные лица и жители Климовского района.
В 2013 году, благодаря денежным пожертвованиям благотворителей, обветшавшие и проржавевшие двери были заменены на новые металлические с фигурным декором. К крыльцу храма были прикреплены фигурные металлические поручни. Кирпичная труба пристроенной котельни была разобрана. Дымоходы были прочищены и сделаны три металлические трубы с утеплитием. Смонтирована металлическая противопожарная лестница, ведущая на крышу храма.
28 апреля 2013 года, к празднику Светлой Пасхи, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Свято-Троицком Кафедральном Соборе за Божественной литургией в день празднования Входа Господня в Иерусалим, Преосвященнейший Александр Епископ Брянский и Севский возвел иерея Илию Вакарюка в САН ПРОТОИЕРЕЯ.
В мае 2013 года, на автомобильной дороге 3 технической категории Климово-Чуровичи - Государственная граница, что в начале села Сачковичи, ранее установленный Поклонный крест был обшит металлом золотистого цвета (нитрид титана). Высажены многолетние и однолетние цветы. Приходской совет выражает благодарность Михаилу Фёдоровичу Тарабанько и Александру Егоровичу Мельниченко за усердные труды на благо Прихода.
В 2014 году, благодаря денежным пожертвованиям благотворителей вновь была отремонтированная цокольная часть здания храма (мастер Геннадий Дмитриевич Дубинин) и уложена отмостка. Приход приступил к планировке прилегающей территории и укладке тротуарной плитки с бордюрами вокруг здания храма. Плитку укладывала бригада рабочих из города Новозыбкова (мастер Александр Федорович Козлов). Помощь автотранспортом в планировке территории оказал Иван Петрович Вазюля, начальник ДРСУ поселка Климово.
В конце января 2015 года Приходским советом было принято решение спилить довольно большие старые деревья прихрамовой территории вдоль улицы Школьная и на приходском кладбище. В этом добром деле по благословению благочинного Климовского церковного округа иерея Димитрия Снегирева приняли участие рабочие Успенского Приходского социально-реабилитационного Центра. Было спилено тридцать деревьев и прибрана территория общего пользования прилегающая к храму. Помощь автотранспортом в этом добром деле оказали: Коленко Василий Сергеевич директор Климовского ООО ПМК 102, депутат Климовского районного совета и прихожанин храма тракторист Тарабанько Михаил Федорович. Всего было спилено и вывезено тридцать деревьев, Приходской совет храма выражает особую благодарность реабилитантам Центра за прилежный и добросовестный труд. Храни их Господь.
09 июня 2015 года, Указом Управляющего Клинцовской епархией, Высокопреосвященнейшим Александром митрополитом Брянским и Севским, в дополнение к несомым послушаниям протоиерей Илия Вакарюк назначен, окормляющим священником при молитвенной комнате в честь Почаевской иконы Божией Матери СИЗО № 2 города Новозыбкова. Указ № 113.
Многие из тех, кто был крещен в Сачковичском храме и в свое время выехал для проживания в другие города области и страны, по приезде в родительские дома считают для себя важным не только посещать храм, но и венчаться и крестить своих детей. В «Метрической книге венчавшихся» за 2007-2014 годы имеются записи о том, что для совершения Таинства Брака супружеские пары приезжали из таких отдаленных городов, как Москва, Калининград и Иркутск. А в «Метрической книге крестившихся» за 2008-2014 годы, например, имеются записи, свидетельствующие, что были крещены дети (дошкольного возраста) из таких городов, как Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Норильск, Оренбург, Екатеринбург, Алдан, Печора, Братск, Иваново, Смоленск, Гомель, Брянск и других.

 

Уважаемый посетитель раздела ИСТОРИЯ  на сайте hram-sachkovichi.ru. Свои замечания, предложения и пожелания направляйте  по электронной почте  на  адрес: ilya.vakaryuk@yandex.ru

телефон hram.sachkovichi@yandex.ru

e-mail 8-929-021-40-02

Sachkovichi.ru © 2011-2015 Все права защищены
Создание и поддержка сайта SiteStar