Климовский Казанский девичий монастырь

 История Климовского Казанского монастыря началась во второй половине 18 века,  практически одновременно с Покровским мужским монастырем. Основатель у них был один – поп Михайло Калмык. В «Описании  Новгородсеверского наместничества» говорилось, что Казанский монастырь находился  при небольшой роще. В нем одна деревянная часовня, приходская церковь и до 100 келий.

В «Полном историческом известии о древних стригольниках…» протоиерея Андрея Журавлева мы находим гораздо больше сведений о Казанском монастыре. Монастырь со всех сторон огражден деревянной дощатой оградой,  в которой сделаны двое ворот, а со стороны речки имеются несколько калиток. Посреди монастыря  поставлена была новая  деревянная часовня, со временем она была «доброжелательницами украшена весьма изрядно». Эта часовня в 1787 году была освящена Михаилом Калмыком церковью во имя Казанской Пресвятой Богородицы. Около церкви кругом в два ряда построены кельи. Монахини тщательно соблюдали чистоту возле икон, которые ими же и украшались. Опрятность и чистота царила во всех кельях. Особо монахини следили за чистотой посуды, из которой они ели. Если за послушницами замечалась какая-то неопрятность, ее жестоко наказывали побоями.

После освящения церкви Казанской Пресвятой Богородицы в  женский монастырь стали стекаться и старые и молодые женщины из разных российских городов. Удивительно то, что среди них были представители знатнейших фамилий, жены богатых купцов, именитых граждан. Конечно, больше всего было низкого звания, мещанских и крестьянских жен. Интересно, что около половины обитательниц монастыря были из Донских казачьих жен.

В Казанский девичий монастырь приходили престарелые матери, молодые безмужние (а многие и от живых мужей) девицы, старухи с внучатами. Все они придерживались старообрядчества. Со временем, старшее поколение женщин уже не находило у своих детей и внуков склонности к проживанию в монастыре. Но, тем не менее, монастырь разрастался. За первые три года существования монастыря в нем появилось двести монахинь, через 10 лет их было уже пятьсот. А всего за период с 1766 по 1789 год в монастыре  поселилось семьсот душ.

С самого начала этого монастыря в нем хозяйствовал и служил поп Михайло Калмык. Он сам совершал обряд пострижения «…каждую жену или младую девку, лишь только бы попросила пострижения, без всякого замедления и справок постригает властительски». Впоследствии, Михаил Калмык заявлял, что «…с начала его здесь пребывания всякого звания  народу постриг в монашество до шести тысяч душ».

В 1789 году в монастыре начальствовала игуменья Софья. Игуменья избиралась всеми сестрами с благословения Михаила Калмыка. Новоизбранной вручался костыль, все ей низко кланялись, и у нее давался всем сестрам обед.

Пение в монастыре велось по старинным крюкам на восемь голосов  распевом. Черных мантий и повязок инокини монастыря не носили. Девицы ходили в шубках и разноцветных платках.

В монастыре было два храмовых праздника в год, праздники Казанской Богородицы. После праздничной службы разрешалось принимать в кельях гостей, родственников или знакомых.

Монахини нередко являлись «читалками» в богатых домах посада, читая день и ночь псалтырь по усопшим, учили малолетних детей в домах зажиточных жителей. В самом монастыре день и ночь кипела работа: пряли лен, ткали полотно, вышивали по канве шерстью, шелком, бисером. Изделия монахинь имели немалую художественную ценность и развозились в подарки благодетелям монастыря.

Еще в 1789 году священник А.Иоаннов сделал попытку превратить монастырь в единоверческий, так как некоторые монахини уже посещали Успенскую церковь, ставшую единоверческой.

В январе 1791 года при попытке  превращения монастыря в единоверческий,  старообрядческая обитель взбунтовалась. Игуменьей была тогда Марфа, прославившаяся целомудрием и чудесами. Монахини были готовы на все, отстаивая свою веру. Обратить монахинь в единоверие в тот год не удалось. После 1791 года жизнь монастыря продолжалась еще до середины Х1Х века, пока он не был обращен в единоверческий.

В 1847 году посад Климов посетил протоиерей Т.Верховский, который впоследствии рассказал о посещении Казанского монастыря: «В Климовском Казанском женском монастыре сохранялось 208 келий с тайными переходами, множеством ходов и выходов, так что монастырь представлял совершенный лабиринт, где без проводника было легко заблудиться. Монахинь и белиц в нем было 372, из них монахинь 124, а остальные просто белицы, в основном молодые девицы.

Монахини совершали в домах старообрядцев посада Климов молебны, исповедовали, причащали, крестили, погребали, читали псалтырь за здравие живых, и за упокой умерших, читали поучения. Они также в качестве миссионерок разъезжали по губерниям и собирали пожертвования». Казанский монастырь дольше других оставался старообрядческим. В 1850 году и этот монастырь был преобразован в единоверческий. Более поздних сведений о нем в документах пока не найдено.

Черница Слободская девка Слободская баба

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. 1. АЛФАВИТНЫЙ список церквей Черниговской епархии // Труды Черниговской Губернской Архивной Комиссии; вып. 7.- Чернигов, 1908.- С. 25-30.
  2. АЛЯБЬЕВ, В. А. Письмо к иеромонаху Покровского единоверческого монастыря // Черниговские епархиальные ведомости.- 1878.- № 11.- С. 181-183.
  3. АНДРЕЕВ, В. В. Раскол и его значение в народной русской истории: ист.  очерк.- СПб.: Типография М. Хана, 1870.- 411 с.
  4. АПОСТОЛОВА, Т. Уголок на Брянщине // Авангард.- 2004.- 9 дек. Климовский район.
  5. АПОСТОЛОВА, Т. Откуда такие названия? // Авангард.- 1993.- 14 апр.  Климово и населенные пункты района.
  6. БАГАЛЕЙ, Д. Генеральная опись Малороссии // Киевская старина.-1883.-нояб.-  С. 1-31.
  7. БАГАЛЕЙ, Д. И. Новый историк Малороссии: рецензия на книгу  А. Лазаревского «Описание старой Малороссии».- Санктпетербург: Типография Императорской Академии Наук, 1891.- 148 с.
  8. БАРСОВ, Е. В. Описание актов архива Маркевича, относящихся к истории Стародубских скитов // Чтения  в обществе истории и др. Российских.- М., 1884.- Кн. 2 (апр.-июнь).- С. 1-11.
  9. БЕЛОЛИКОВ, В. З. Инок Никодим Стародубский: (его жизнь и литературная деятельность).- Киев: Типография Акц. о-ва «Петр Барский в Киеве», 1915.- 470 с.
  10. ВАРЗЕР, В. Г. Материалы для оценки земельных угодий.- Новозыбковский уезд Чернигов, 1881.
  11. ВЕРХОВСКИЙ,  Т.   А.   Искание  старообрядцами  в  XVIII  веке   законного архиерейства.- СПб.: Печатня В. Головина, 1868.- 72 с.
  12. ВЕРХОВСКИЙ,   Т.   А.   Стародубье.   Записки   протоиерея   С.-Петербургской единоверческой церкви; ч. 1-3.- Казань: Унив. Тип., 1874.
  13. ГОРОДА России в 1910 году.- СПб: Типолитография Ныркина, 1914.
  14. ГОРОДА Российской империи в алфавитном порядке // Известия по делам земского и городского хозяйства.- 1911.- № 4.- С. 11-16 (беспл. прил.).
  15. ГОРОДА Российской империи по губерниям, градоначальствам и областям, их доходы и расходы за 1907-1910 гг. и задолженности // Известия по делам земского и городского хозяйства.- 1911.- № 6.- С. 83-85 (беспл. прил.).
  16. ДОБРОГАЕВ, М. Первые времена раскола в Стародубье: ист. очерк // Прибавл. к Епарх. Изв.- Чернигов, 1884.
  17. ДОБРОГАЕВ, М. Посад Митьковка // Прибавление к Черниговским       епархиальным известиям.- 1909.- № 24.- С. 896-905.
  18. ЖУРАВЛЕВ, А. И. Полное историческое известие о древних стригольниках, так  называемых старообрядцах, собранное из потаенных старообрядческих преданий...; ч. 1-4.- М.: Тип. Ф. К. Иогансона, 1890.- 345 с.
  19. ИВАНОВСКИЙ, Н. И. Руководство по истории и обличению старообрядческого  раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических; ч. 1.История раскола.- Казань: Типография Имп. Ун-та, 1886.- 240 с.
  20. ЛАЗАРЕВСКИЙ, А. Описание старой Малороссии: материалы для истории заселения, земледелия и управления, т.1. Полк Стародубский, вып. 1-2.- Киев: Тип. К. Н. Милевского, 1889.- 470 с.
  21. ЛИВАНОВ, Ф. В. Раскольники и острожники: Очерки и рассказы, т. 1.- СПб.: Типография М. Хана, 1869.- 542 с.
  22. ЛИЛЕЕВ, М. И. Из истории поповщинского раскола.- Киев: Тип. Акц. О-ва   «Петр Барский в Киеве», 1915.- 112 с.
  23. ЛИЛЕЕВ, М. И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье. XVII-XVIII вв.; вып. 1.- Киев.: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1895.- 596 с.
  24. ЛИЛЕЕВ, М. И. Из начальной истории раскола в Стародубье.- Киев: Типография Г. Т. Корчак-Новицкого, 1889.- 42 с.
  25. ЛИЛЕЕВ, М. И. Новые материалы для истории раскола на Ветке и в Стародубье. ХУ11-ХУ111 вв.- Киев: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1893.- 278 с.
  26. ЛИЛЕЕВ, М. И. Очерк миссионерских мер по обращению в православие стародубских и черниговских раскольников до времен Екатерины II.- Чернигов: Тип. Губ. Правл., 1895.- 72 с.
  27. МАКАРИЙ.     История     русского     раскола,     известного     под     именем  старообрядства.- СПб.: Типография Королева и Ко, 1855.- 367 с.
  28. МЕЛЬНИКОВ, П. И. Исторические очерки поповщины; ч. 1.- М.: Унив. тип., 1864.- 282 с.
  29. 29.  МИТЬКОВКА // Городские поселения в Российской империи; т. 5, ч. 1.- С.-Петербург: Типография К. Вульфа, 1865.- С. 380.
  30. 30. МИТЬКОВКА // Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Черниговская губерния / сост. подполковник Ген. штаба Домонтович М.- С-Пб, 1865.- С. 648-649.
  31. МУРАВЬЕВ, А. Н. Раскол, обличаемый своей историей.- СПб.: Б. и., 1854. - 428 с.
  32. ПИСЬМО в черниговские слободы беглого раскольничьего попа Григория, 1863 г. // Чернигов. Епарх. Изв.- 1868.- № 6.- С. 220-223.
  33. ПОКЛОНСКИЙ, Д. Р. Стародубская старина. Х1-Х1Х вв., кн. 1.- Клинцы: Изд-во Клинцов. гор. тип., 1998.- 242 с.
  34. ПОЛЕТАЕВА, Т. Возвращаясь к истокам… // Авангард.- 2004.- 6 мар.  Сельские народные училища Климовского района в конце Х1Х в.-начале ХХ в.
  35. ПОЛЕТАЕВА, Т. Из достоверных источников // Авангард.- 2006.- 14 нояб.    Историк Д. И. Багалей о Климовском крае.
  36. ПОЛЕТАЕВА, Т. История переписей в районе // Авангард.- 2002.- 11 апр.
  37. ПОЛЕТАЕВА, Т. Климово в Новгородсеверском наместничестве // Авангард.- 2005.- 29 сент
  38. ПОЛЕТАЕВА, Т. Митьковка // Авангард.- 2006.- 13 июня.
  39. ПОЛЕТАЕВА, Т. На основании документов… // Авангард.- 2004.- 4 мар. У истоков организации процесса образования в Климовском районе.
  40. ПОСАД  Митьковка / М. Доброгаев.- Чернигов: Типография Губернского Правления, 1909.- 10 с.
  41. РАСКОЛ в северной Малороссии в ХУ11-ХУ111 вв. // Прибавление к Черниговским епархиальным известиям.- 1898.- № 1.- С. 12-17.
  42. РАСКОЛЬНИЧЬИ слободы в Черниговщине в первой половине ХУ111 в. // Киевская старина.- 1886.- № 10.- С. 398-400.
  43. САХАРОВ, Ф. Литература истории и обличения русского раскола: сист. Указ. книг, брошюр и статей о расколе, находящихся в духовных и светских периодических изданиях; вып. 1.- Тамбов: Тип. Губ. Правл., 1887.- 188 с.
  44. СБОРНИК  правительственных сведений о раскольниках / сост. В. Кельсиев; вып. 2. - Лондон: Paternoster Row., 1861.- 298 с.
  45. СКВОРЦОВ,  Дм.     Историко-статистическое    обозрение    современного
    старообрядческого раскола в Черниговской епархии. - Чернигов: Тип. Губ. Правл., 1901. - 47 с.
  46.  СЛАВИН, Н . Из современной жизни Стародубского раскола.- Чернигов: Тип. Губ. Правд., 1894.-7 с.
  47. ТВЕРДОХЛЕБОВ, А. Раскол в северной Малороссии в ХУ11-ХУ111 вв. // Прибавление к Черниговским епархиальным известиям.- 1898.- № 1.- С. 12-17

 

Полетаева Т.М.  Директор Климовской межпоселенческой центральной библиотеки. Http://www.klimovo-rmuk.3dn.ru/

телефон hram.sachkovichi@yandex.ru

e-mail 8-929-021-40-02

Sachkovichi.ru © 2011 Все права защищены
Создание и поддержка сайта SiteStar