Праздник «День православной книги», организованный в Новозыбковской центральной городской библиотеке 13 марта собрал вместе людей самого разного возраста и профессий. Почетными гостями были священники из храмов Новозыбковского благочиния. С докладами выступили благочинный Новозыбковского округа настоятель храма в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех протоиерей Владимир Похожай ( «Образование в Новозыбкове и Новозыбковском уезде») и настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы иерей Илия Вакарюк («История школы села Сачковичи»). Доклады сопровождались презентациями . Были организованы книжные выставки старинных богослужебных книг (иерей Илия Вакарюк) и книг для разных категорий читателей дореволюционного периода (библиотека при храме в честь чуда Архистратига Михаила и городская библиотека).
В празднике принял участие православный молодежный театр «Вифлеемская звезда» (худ руководитель Вера Соколова), действующий на базе воскресной школы при храме в честь чуда архистратига Михаила в Хонех, и учащиеся средней группы детского сада № 13, посещающие воскресную школу при новозыбковском храме во Имя Святой Троицы (воспитатель Титова Антонина Владимировна). Малыши читали стихи о любви к книге и жажде учиться, подростки показали небольшой спектакль «Исцеление Тайдулы» о чуде, совершенном Митрополитом Московским и всея Руси Алексием в Золотой Орде.
Ведущая праздника Наталья Афонина после завершения постановки подчеркнула историческую значимость подарка, полученного Митрополитом Алексием от татарского хана Джанибека за исцеление его любимой жены: благодаря освобождению Москвы от дани стало возможно ее возвышение, обогащение, превращение в центр Русского государства, объединение вокруг нее других городов русских, победа на поле Куликовом; Чудов монастырь, возведенный Митрополитом на месте конюшенного двора, где татары раньше дань собирали, стал, как известно, первым серьезным учебным заведением на Руси.
Выступления детей были вставлены ведущей праздника в канву ее рассказа об истории просвещения Руси. Основная мысль, которую она постаралась донести до собравшихся на праздник людей коротко может быть выражена так: Начиная с XVIII века, который в Европе назвали веком просвещения, за словом этим укрепилось значение – обладание максимально возможной суммой знаний, независимо от того, служит ли получивший эти знания человек Богу, человеку или темным силам. Мы увидели, как за два века расширилась сеть учебных заведений в России - образование стало доступным не только дворянам, но и третьему сословию, женщинам. Но чем просвещенней становился народ в целом, тем больше недовольных собственной жизнью появлялось. Люди забывали, что исправлять то нужно прежде всего себя, на том месте, где ты Богом поставлен, а пытались насильственно изменить существующие порядки, думая таким образом устранить несправедливость, горе, нищету: декабристы, народовольцы, нечаевцы, - что, кроме беды принесли эти люди себе, участникам организованных ими мятежей и России?
На земле жило много учителей нравственности: Конфуций и Будда, Платон и Аристотель, Лев Толстой и Достоевский – все они говорили о необходимости жить честно, достойно, не лгать, не красть, не убивать…
Но никто из них не мог убедительно объяснить, почему необходимо исполнять нравственные законы в жизни, где так много боли, горя, страданий, почему нельзя взять от жизни максимум удовольствий, хотя бы и за счет страданий другого.
И только Христос не просто научил людей высшему нравственному закону – закону любви к ближнему, но и прожил жизнь по этому закону, показал, что путь в Вечность – путь крестный, тяжелый, путь страданий, лишений, мученический путь, но он заканчивается Голгофой (смертью на земле) и воскресением в Жизнь Вечную.
Тепло было принято публикой и выступление православного поэта Владимира Виноградского. Особенно понравилось его стихотворение «Музыкант» - о возвращении измученной, истосковавшейся души человеческой домой – к Богу, под покров Божией Матери. Поэт подарил библиотеке две небольших книжечки своих стихов и три выпуска православного альманаха «Когда я смотрю на небо», выпущенных в Рязани.
Протоиерей Владимир Похожай представил собравшимся доклад, в котором поучительно рассказал о школьном образовании в школах Новозыбкова и Новозыбковского уезда до революции, остановился на описании церковноприходских школ, среди которых была и школа при храме в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех, называемая Братскою. Особое внимание отец Владимир уделил главным учебным заведениям города начала 20 века – реальному училищу для мальчиков и женской гимназии, показал, что распределение средств из государственной казны на их существование и развитие доказывает приоритетное положение учебных заведений для мальчиков. Задача обучения девочек в гимназии сводилась к воспитанию хороших хозяек, заботливых жен и матерей. Он подчеркнул роль князя Николая Дмитриевича Долгорукова в развитии сети школьного образования новозыбковского уезда. За шесть лет пребывания князя на посту уездного предводителя дворянства число детей, обучаемых в школах уезда, увеличилось в 3,7 раза. В Новозыбкове на княжеский капитал было построено новое здание женской гимназии, хлопотами Николая Дмитриевича сельскохозяйственное техническое училище было отделено от реального.
Отец Владимир подчеркнул счастливую возможность, предоставленную всем, пришедшим на праздник людям – узнать имена и помянуть добрым словом тех, кто стоял у истоков просвещения нашего города.
Представляя собравшимся экспозицию из книг, организованную приходом храма в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех г. Новозыбкова и городской библиотеки , протоиерей Владимир проникновенно рассказал об истории русской православной книги, об Евангельских истоках отечественной литературы.
Иерей Илия Вакарюк, представил собравшимся краткое историческое обозрение дореволюционного школьного образования в Приходе храма села Сачковичи, Новозыбковского уезда Черниговской губернии (содоклад). Была представлена и экспозиция из богослужебных и духовно-назидательных книг, изданных единоверцами и старообрядцами, в основном старопечатного издания, которые в 40-50 годы ХХ века употреблялись в храме при совершении богослужений. Среди представленных книг, особый интерес у всех собравшихся, вызвала уставная книга Номоканон с Чиновником, изданная старообрядцами Белокриницкого согласия в 1877 году на территории Австро-Венгерской империи в Молдо-Влахийском княжестве. Книга была перепечатана с Московского издания 1623 года. Обложка этой книги деревянная, в кожаном тонком коричневого цвета переплете, с фигурными металлическими застежками. Узорчатый орнамент на обложке выполнен обычным тиснением. Во славу Святыя Единосущныя Животворящия, и Неразделимыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа: Напечатана Бысть, Сия Святая и Бого духновенная Книга, Глаголемая Номоканонъ, с Чиновником, по Благословению Его Высоко пре Освященства, Господина Афанасия Митрополита Белокрыницкаго. При Державном Князе Карле I м, въ Молдовлахийском Княжестве. Въ Типографии свято Никольскаго Мануиловскаго монастыря. Тщанием Архимандрита Исаии. В Лето от Создания Мира 7385, индикта 5 го».
Воспитанниками Воскресной школы храма в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех г. Новозыбкова, были показаны небольшие сценические постановки из истории Русской Православной Церкви.
Афонина Наталья.