Молебен в день памяти праведного казака Петра Калнышевского

13 ноября 2019

 13 ноября в храме Успения Пресвятой Богородицы поселка Климово  благочинный Климовского округа протоиерей Димитрий Снегирев в сослужении протоиерея Илии Вакарюка, иерея Павла Арцабовича и диакона Владимира Ковалева при участии представителей казачьих обществ совершил молебное пение Святому праведному казаку атаману Петру Калнышевскому. По окончании пения состоялась беседа духовенства благочиния с казаками на темы воцерковления казачьих семей и казачьей молодежи.

    С Петром Калнышевским связано не только возведение церквей в густозаселенной Гетманщине, но и обустройство христианских святынь в степной пустыне Запорожья, заселяемой его стараниями православным людом. Именно благодаря ему в Запорожском крае впервые возникла упорядоченная церковная организация, распространившая свою духовную власть далеко вглубь некогда бывшей кочевнической степи.

    Чтобы сполна оценить величину благодеяния Петра Калнышевского в отношении Православия, нужно иметь в виду, что его деятельность разворачивалась во время антицерковных (секуляризационных) реформ Императрицы Екатерины II, лишивших Российскую Церковь значительной части имущества и поставивших духовенство под жесткий контроль самодержавного имперского Российского государства.

    В биографии последнего кошевого много неясного, особенно слабо освещен источниками ранний период его жизни. Очень может быть, что Петр Калнышевский происходил из священнической семьи. Именно происхождением из священнической семьи можно объяснить то особое пристрастие к строительству церквей и дарению православным храмам дорогих вкладов, а также знание богослужебных тонкостей, которое отличало его от многих других запорожских кошевых атаманов. Сложилось так, что Петр Калнышевский не стал священником, как его родной брат Семен, а вслед за старшим братом, Андреем Калнышем, он пошел на Запорожскую Сечь.

    Имя Петра Калнышевского появляется в документах архива Коша Запорожской Сечи с начала 50-х годов XVIII в., когда он занимает высшие старшинские должности. Сначала был военным есаулом, который отвечал за состояние и организацию войска, затем — военным судьей, то есть третьим лицом после кошевого атамана, которое входит в состав Коша (запорожского правительства). С 1762 гг. — он короткое время был кошевым. И, наконец, в 1764-1775 годы Петр Калнышевский — бессменный кошевой атаман, с того времени он становится самым влиятельным и богатым человеком на Сечи. Причем возрастание его власти и богатства изначально было связано с щедрыми вкладами, вносимыми в православные храмы.. Он руководит Запорожской Сечью в течение десятилетия, предшествовавшего катастрофе — окончательному уничтожению Запорожской Сечи. Как военный деятель Петр Калнышевский принимал активное участие в русско-турецких войнах 1735-1739 и 1768-1774 годах, отличился вместе с запорожцами при взятии Очакова, Кинбурна, Бахчисарая, Хаджибея и др. Заслуги Петра Калнышевского неоценимы. За время руководства Сечью, он создал на ее землях мощную сельскохозяйственную экономику, сохранил выход к Черному морю, способствуя распространению экономического присутствия в запорожских степях. За 10 лет кошевого атаманства Калнышевского появилось в Запорожье 45 новых сел, 4000 хуторов земельщиков, в которых до 1775 года было населения около 55 000 человек.

    Кошевой атаман также уделял большое внимание развитию культуры и духовности. За его счет были построены более 30 православных храмов, в частности, церкви в Лохвице, в Межигорском монастыре, в Ромнах, в его зимовнике (ныне село Петриковка). В годы его пребывания кошевым атаманом Кош финансировал строительство Троицкого собора в Самаре (теперь Новомосковск) и в селах Поорелья (Могилев, Бабайковка, Личкивка, Гупаловка и др.). При монастырях и церквях действовали школы и госпитали для обездоленных. Троицкому собору Калнышевский подарил величественное Евангелие полметра высотой, 32 см шириной, и оно в то время стоило 600 рублей золотом. Сейчас это Евангелие находится в Роменском краеведческом музее. Строительство церкви Святой Троицы в родном селе Пустовойтовка Петр Иванович начал летом 1773 года. Ее возведение, вероятно, уже не имело таких оснований социального престижа, как создание храмов в Лохвице и Ромнах. Если строительство церквей в Лохвице, Ромнах и Пустовойтовке обуславливалось частным интересом Петра Калнышевского и производилось на его личные средства, то оказываемое им содействие Киево-Межигорскому Спасо-Преображенскому монастырю было связано со служебным долгом, поскольку Войско Запорожское Низовое с конца ХVII века выступало в роли ктитора этой обители. Как и прежние кошевые атаманы, Калнышевский продолжал оказывать большую материальную поддержку Межигорью. Однако отношения с межигорскими иноками сильно разладились после того, как Калнышевский при содействии Григория Потемкина убедил Святейший Синод возвести начальника сечевых церквей отца Владимира Сокальского во архимандрита. Из-за этого Киево-Межигорский монастырь утратил духовную власть над Запорожьем.

    Как предводитель Войска Запорожского, Петр Калнышевский инициировал строительство большой церкви на Никитином перевозе (ныне город Никополь), где планировалось обосновать новую Сечь. Однако, из-за протеста турецкого правительства, строительство Сечи на Никитином перевозе не было осуществлено. Поэтому и проект новой церкви остался нереализованным.

    Дорогие дары жертвовались Петром Калнышевским и в сечевую церковь. До сего времени сохранилось только одно из них – Евангелие на александрийской бумаге “московской печати” с богатым окладом. Возведение церквей и щедрое пожертвование даров в православные храмы способствовали укреплению авторитета Калнышевского среди запорожского казачества, а также стало хорошей рекомендацией для властей.

    В 1763 году правительство Екатерины II, недовольное тем, что на Запорожье атаманы избираются, а не назначаются имперской властью, выступило против избрания Калнышевского и заставило его отдать булаву прежнему кошевому Григорию Лантуху. Но впоследствии отношение центральной власти к нему изменилось; 10 марта 1765 года глава Малороссийскої коллегии Петр Румянцев в письме к Екатерине ІІ предложил утвердить Калнышевского неизменным кошевым атаманом, рекомендовав его как человека рассудительного и уважаемого среди казачества. Тем не менее, надежды на то, что Калнышевский будет послушным исполнителем распоряжений верховной власти, не оправдались.

    Закрепившись в статусе кошевого атамана в 1765 году, Петр Иванович предпринял активные меры, направленные на заселение запорожских земель. Причиной тому была жесткая борьба за владение степными пространствами, особенно обострившаяся в последнее десятилетие существования Сечи. Итак, в обстановке неуклонно обостряющегося конфликта из-за земли в северных и северо-восточных районах Запорожских Вольностей интенсивно формировалась сеть сельских поселений. Для того чтобы окончательно закрепить эти поселения под властью Сечи, необходимо было построить в каждом из них православные храмы. Отметим, что не только потребность веры двигала крупномасштабным храмовым строительством, которое Петр Калнышевский развернул на Запорожье в последние пять лет существования Сечи, но и прагматические интересы, заостренные жесткой поземельной борьбой. Именно эти интересы вынуждали Калнышевского запрещать поселянам запорожских слобод посещать церкви, находящиеся в военных поселениях на территории Новороссийской губернии, поскольку это могло привести к оттоку населения из Запорожья.

    Кроме множества небольших церквей, возводимых в недавно образованных населенных пунктах Запорожья за счет Войска или местных поселенцев, стараниями Калнышевского было заложено два крупных храма. На собственные деньги Петра Ивановича строилась церковь Святого Георгия в селе Петриковка, названном так по имени кошевого атамана. Участием Калнышевского отмечено и начало строительства СвятоТроицкого собора в с. Новоселица (также называлась Самарчик; ныне Новомосковск), который возводился на месте прежней небольшой церкви, уже не вмещавшей всех прихожан. Однако основные строительные работы под руководством мастера Акима Погребняка велись в 1775–1778 годах, то есть в период, когда Петр Калнышевский уже находился в соловецком заточении.
    Девятикупольный Свято-Троицкий собор в Новоселице был, без сомнения, крупнейшим храмом среди всех запорожских церквей. Причем его возведение не заняло столь длительного времени, как производимое Калнышевским строительство церквей в Лохвице и Ромнах, что свидетельствует о более благоприятных условиях для его создания. Вероятно, наиболее крупные вклады в строительство Свято-Троицкого собора внесли члены его ктиторского совета, среди которых находились люди из ближайшего окружения последнего кошевого атамана.

    К весне 1775 года возникла угроза перерастания поземельных споров между запорожцами и российскими военнослужащими в серьезный конфликт; после длительных колебаний правительство императрицы Екатерины II признало запорожцев главным его виновником. Петру Калнышевскому не дали времени не только приехать в столицу для дачи объяснений, но даже и ознакомиться с решением Совета. Было принято окончательное решение о ликвидации Войска Запорожского и разрушении Сечи 7 мая того же года. К тому времени уже были взяты под стражу все запорожские старшины.

    Полная ликвидация Запорожской Сечи совпала с праздником Святой Троицы, а именно 4 июня 1775 года. Захватом Сечи руководил генерал Петр Текиля. Учитывая военное преимущество московского войска, казаки сложили оружие и сдались.

    Народное предание, записанное историком Яковом Новицким, гласит, что Петр Кальнышевский, узнав о приближении российских войск, как истинный христианин, пошел молиться в церковь. Народная молва указывает и на причину, почему кошевой атаман не позволил запорожцам оказать вооруженное сопротивление — из-за боязни греха перед Богом в пролитии братской христианской крови.

    85-летний Петр Калнышевский был арестован и сначала содержался в Москве, в конторе Военной коллегии, а потом был отправлен в Соловецкий монастырь, где провёл около 28 лет. В начале он был помещён в каземате, устроенном в бойнице крепостной стены рядом с сушилом, а в 1792 году был переведён в одиночную камеру возле поварни. Калнышевскому в монастыре выдавалось «указноположенное жалование» в размере 1 рубль в день (в 40 раз больше чем для других узников) и по его ходатайству за счет выделяемых средств 1780 году был произведен ремонт каземата. Историк П. С. Ефименко сообщает, что по рассказу ворзогорских крестьян Калнышевского выпускали из камеры на свежий воздух три раза в год: в дни праздников Рождества, Пасхи и Преображения.
    Император Александр I своим указом от 2 апреля 1801 года помиловал Петра Калнышевского, которому было на тот момент 110 лет. Будучи практически слепым он, несмотря на дарованное императором право выбрать место жительства по своему желанию, не захотел возвращаться на родину и остался в монастыре к которому с его слов за годы заключения он «привык совершено», а свободой «и здесь наслаждается в полной мере».

    Пётр Калнышевский после освобождения прожил в Соловецком монастыре ещё три года и скончался в нём 31 октября 1803 года. Был похоронен на монастырском дворе рядом со Спасо-Преображенским собором, могила не сохранилась. Надгробная плита с захоронения перенесена во дворик церкви преподобного Германа.

    Священный Синод Украинской Православной Церкви от 23 декабря 2014 рассмотрел рапорт председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна, на основе чего благословил местное прославление и почитание в пределах Запорожской епархии УПЦ как местночтимого святого последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского (+1803). Также были утверждены проекты тропаря, кондака, молитвы Святому и его иконописного изображения. Память св. праведного Петра Калнышевского будет совершаться 31 октября/13 ноября (старый/новый стиль), в день его преставления.

    13 ноября 2015 года Блаженнейший Онуфрий Митрополит Киевский и всея Украины вместе с архиереями, приехавшими на этот праздник из четырнадцати епархий, в сослужении духовенства Запорожской епархии отслужили литургию в память о Петре Калнышевском и причислили его к лику местных святых.
    Отныне икона с частицей мощей святого праведника Петра Калнышевского находится в Свято — Покровском кафедральном соборе города Запорожье. На иконе святой Петр Калнышевский изображен перед образом Божией Матери «Самарская». Эта святыня имела огромное значение в жизни атамана. На свитке в руке — слова, обращенные к Богородице: «Молим, покрой нас Честным Твоим Покровом и избави нас от всякого зла».

По материалам православных сайтов



телефон hram.sachkovichi@yandex.ru

e-mail 8-929-021-40-02

Sachkovichi.ru © 2011-2019 Все права защищены
Создание и поддержка сайта SiteStars