IV Рождественские образовательные Чтения Клинцовской епархии

10 декабря 2016

10 декабря 2016 года, в Седмицу 25-ю по Пятидесятнице епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир в сонме духовенства Клинцовской епархии возглавил Божественную литургию в Клинцовском кафедральном соборе во имя Святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Богослужение предваряло начало работы IV Рождественских образовательных Чтений Клинцовской епархии с международным участием, темой которых стала «1917-2017: уроки столетия».

Мероприятие прошло в структурном подразделении Центра культуры и досуга «Современник» городского Дома культуры. В мероприятии приняли участие духовенство Клинцовской епархии, представители Брянской митрополии и Гомельской епархии, руководство Клинцовской городской администрации, педагоги общеобразовательных школ, дошкольных учреждений, представители общественности.

В холле ЦКД для участников Чтений были представлены выставки работ декоративно-прикладного творчества воскресных школ Клинцовской епархии, детские рисунки победителей регионального этапа конкурса «Красота Божьего мира», фотовыставка храмов «Православное наследие Клинцовской епархии», выставка старинных православных книг из запасников Новозыбковской городской библиотеки и миссионерская акция «Евангелие в каждый дом». В ходе Чтений состоялась мультимедийная выставка «Жизнь Клинцовской епархии на просторах мультимедиа», подготовленная пресс-службой Клинцовской епархии.

Открыв IV Рождественские чтения Преосвященнейший Владимир, епископ Клинцовский и Трубчевский, вручил награды победителям региональных этапов конкурса работ детского творчества «Красота Божьего мира» и конкурса «За нравственный подвиг учителя» в Клинцовской епархии.

Далее работа чтений продолжилась по секциям «Исторический путь Православной Церкви на протяжении 1917-2017 гг.», «Социальное служение Церкви в системе ценностей XXI века», «Религиозное образование и катехизация: молодежная политика Клинцовской епархии».

В секции «Исторический путь Православной Церкви на протяжении 1917-2017 гг.», от Климовского благочиния протоиерей Илия Вакарюк представил доклад: «Из истории Храма Покрова Пресвятой Богородицы села Сачковичи Климовского благочиния», рассказав о гонениях и репрессиях на служителей храма и на Церковь.

Наступающий 2017-й год станет годом столетия февральской и октябрьской революций в России. Поэтому каждый из докладчиков в своих работах, так или иначе, подвел итоги минувшего сложного и во многом трагического столетия.

 

Доклад Преосвященнейшего Владимира
Епископа Клинцовского и Трубчевского

Ваши Высокопреподобия, многоуважаемые руководители града Клинцы, уважаемые участники и гости IV Рождественский чтений, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

Тема сегодняшних чтений идет сквозной линией по всей стране, охватывая полноту нашей Церкви, затрагивая сердца и для ближних и дальних Её чад.

До сих пор в трактовке событий 1917 года наблюдаются полярные взгляды, которые по-прежнему разделяют многих.

Убежден, что откровенный диалог общества и Церкви в рамках епархиальных чтений станет важным вкладом в современной исторической памяти, поможет найти консенсус в понимании ключевых событий отечественной истории, а также имеет непреходящее экзистенциальное значение.

Оставим за скобками этого доклада политические и социально-экономические причины катастрофы 1917 года и сосредоточимся на духовно-нравственной проблеме, которая, по нашему мнению, является основополагающей в осмыслении тех революционных событий.

Очень часто в православной среде бытует мнение, что духовно-нравственное состояние в дореволюционной России было вполне благополучным, Православная Церковь под покровительством государства процветала, а народ-богоносец преданно служил Помазаннику Божьему - своему Государю Императору. И только внешнее враги при помощи кучки местных предателей подточили и сокрушили могучее здание Российской империи.

Однако такой взгляд не выдерживает серьезной критики. Попробуем разобраться.

Царь Петр I, прорубив «окно в Европу», получил доступ к новейшим по тому времени европейским технологиям, которые действительно способствовали становлению Русского Государства, как мощнейшей мировой Державы. Но вместе с этим в страну хлынул поток так называемого западного гуманизма, который стал катализатором секулярного процесса в российском обществе.

Секуляризм, то есть обмирщение духовной жизни, еще в средние века разложил западное христианство, когда католическая Церковь превратилось в церковное государство Ватикан.

После реформ Петра I и упразднения Патриаршества на Руси церковная иерархия была низведена до уровня государственных чиновников и клерков под присмотром обер-прокурора Синода и его аппарата.

Кстати, большевики весьма успешно интерполировали эту систему взаимоотношений Церкви и государства в виде Совета по делам религий СССР.

Духовенству отводилась роль исполнителей высочайших указаний обер-прокурора, а поле деятельности сводилось в основном к богослужебной практике, или выражаясь современным бюрократическим языком - к обслуживанию духовных потребностей населения. Духовные учебные заведения оказались так же оторваны от участия в реальной общественной жизни и замкнулись в узко корпоративных интересах.

При таких условиях существования Церкви в XVIII-XIX вв процесс обмирщения религиозной жизни народа стал необратимым. Вот почему в этот период православное духовенство оказалось неспособным противостоять мощному натиску западного материализма, который был с восторгом подхвачен значительной частью высшего общества и так называемой «прогрессивной» интеллигенцией.

В начале XX века, когда «призрак коммунизма» добрался до России, духовенству и мирянам было дозволено широкое участие в общественно-политической и социальной деятельности, но было уже поздно.

В основе материалистического воззрения лежит утопическая идея построения светлого будущего, то есть «рая на земле», без Бога силами самого человека. «Будете как боги,» - так и слышится коварный шепот искусителя рода человеческого – Люцифера. Как проницательно заметил Федор Михайлович Достоевский: «здесь (то есть в духовной сфере) диавол с Богом борется, а поле битвы – сердце человека». Именно в самом сердце, когда на ложном пути человекобожия люди терпят неудачу, обнаруживая свою внутреннюю наготу, рождается зависть и озлобление.

А зависть и озлобление ведут к духовному убийству – аксиома духовной жизни. Очень верно заметил наш замечательный мыслитель, славянофил Алексей Степанович Хомяков: «Нравственное братоубийство неизбежно приводит к братоубийству вещественному».

Из Библии мы знаем об этом: Каин убил Авеля. В притче о злых виноградарях Сам Господь нам наглядно показал убийственное действие зависти: «Делателе видевше Сына, реша в себе: Сей есть наследник: приидите убием Его и удержим достояние его» (Мф 21, 38.).

Отсюда становится совершенно очевидно: зависть, как низменная страсть, является внутренней движущей силой абсолютно всех революционных событий в человеческой истории.

Образно говоря, как компьютерный вирус заражает и выводит из строя все системы управления, так и вирус зависти под маской справедливости поразил сознание всех слоев русского общества, а носителем вируса стала социалистическая идея. Как следствие дворянское и военное сословия возненавидели самодержавие, купеческое сословие и нарождающаяся буржуазия возненавидели и самодержавие и дворянство, крестьяне возненавидели помещиков и духовенство. Сначала началась духовная брань всех против всех, а потом всё закончилось гражданской войной.

Таким образом в сжатой форме можно резюмировать: грех Каина – вотдуховная природа революции 1917 года в России, а причина её возникновения – разрушение духовной целостности народа. Подмена онтологической цели бытия как Богочеловечества ложной идеей человекобожия привела к катастрофическим последствиям в России. Русский человек, утратив свою православную идентичность и слепо поверив в новую религию свободы, равенства и братства, стал страшнее и опаснее зверя. И повинуясь революционному призыву, который предельно вульгарно выразил поэт Маяковский: «довольно жить законом, данным Адаму и Еве», вчерашние семинаристы с упоением пошли громить храмы и монастыри.

Однако несмотря на страшные испытания и миллионные жертвы в XX веке Русская Православная Церковь не только выстояла, но и засвидетельствовала всему миру, что Она является Столпом и утверждением Истины и «врата ада не одолели Ее» (Мф. 16,18).

В заключение хочется сказать о следующем: к сожалению, проходящие ныне дискуссии о революционных событиях 1917 года на телевидении, радио и в печати носят весьма поверхностный характер, так как совершенно не обращают внимания на духовно-нравственную проблему. Опять представители либералов и коммунистов твердят как мантру свои постулаты, невольно свидетельствуя, что одни являются прямыми наследниками Февраля, а другие – Октября.

Одновременно обществу предлагается новый соблазн – универсальную модель мирового глобализма, то есть строительство новой виртуальной Вавилонской башни. По сути этот миропорядок ничто иное, как симбиоз капитализма и социализма в демократической оболочке, который насильно навязывается мировому сообществу путем «цветных» революций и других методов воздействия.

Подводя итог вынужден завершить свое выступление с определённой тревогой – если в нашем народе не произойдет осознание смысла трагических событий XX века на духовно - нравственной основе через покаяние, то мы, не обретя единства, вновь окажемся в очередном тупике подобно плохим ученикам, так и не выучившим свлой исторический урок.


телефон hram.sachkovichi@yandex.ru

e-mail 8-929-021-40-02

Sachkovichi.ru © 2011-2013 Все права защищены
Создание и поддержка сайта SiteStars