21 марта 2017 года, в следственном изоляторе №2 города Новозыбкова помощник благочинного Новозыбковского округа по тюремному служению протоиерей Илия Вакарюк провел беседу с заключенными, посвященную Дню православной книги.
Священник рассказал о первых печатных (старопечатных) книгах, издававшихся в славянских странах, и об истории книгопечатания. До ХV века все книги были рукописные. В Западной Европе, благодаря трудам Иоганна Гуттенберга (по мнению некоторых историков), около 1445 года был изобретен первый печатный станок. Печатное дело стало распространяться в европейских государствах и достигло славянских земель.
Первым славянским первопечатником считают Фиоля (Fiol) Швайпольта, который в начале 90-х годов ХV века в Кракове основал типографию. Он состоял в «цехе золотых дел мастеров» и в 1491 году напечатал первые славянские книги для православного богослужения кириллического шрифта – «Октоих», «Часослов», «Триодь постную» (не датирована) и «Триодь цветную».
В 1517 году выдающийся белорусский просветитель Франциск Скорина основывает в Праге типографию и издаёт кириллическим шрифтом «Псалтырь». Всего на протяжении 1517—1519 годов он переводит и издаёт 23 книги Библии. В 1520 году переезжает в Вильну— столицу Великого княжества Литовского, где основывает первую на территории этого государства типографию. В ней Скорина в 1522 году издаёт «Малую подорожную книжку», а в 1525 году - «Апостол».
Печатное дело в Великом княжестве Московском в ХVI веке в основном связано с именем диакона Ивана Фёдорова (Федоровича). Начало книгопечатания в Москве ученые относят к середине 50-х годов XVI века и связывают его с появлением группы так называемых безвыходных изданий (то есть не имевших титульного листа, послесловия или выходных сведений о времени и месте издания книги), в том числе трех Четвероевангелий, двух Псалтырей, Триоди постной и Триоди цветной, напечатанных не менее искусно, чем книги Ивана Федорова. Здесь же в Москве, в первой русской государственной типографии, в 1564 году Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была напечатана первая русская точно датированная книга - "Апостол". Стоит сказать, что послесловие "Апостола" 1564 года, носящее чисто светский характер, считается первым печатным публицистическим произведением в истории русской литературы.
За годы своей жизни (около 1510-1583гг.) диакон Иван Федоров вместе с учениками и сподвижниками выпустил в общей сложности двенадцать книг, в том числе два Часовника (1565г.), первую известную нам восточнославянскую "Азбуку" (1574г.), послужившую образцом для многих изданий подобного типа в последующие десятилетия, "Книжку собрание вещей нужнейших..." (1580г.) - первый в истории восточнославянской библиографии и документалистики русский алфавитно-предметный указатель, великолепную Острожскую библию (1580г.) - первую полную славянскую Библию, один из выдающихся памятников мирового типографского искусства, и другое.
Первопечатник "реформировал" рукописный почерк, подчинил его требованиям времени и создал для своих изданий (например, Острожской библии) мелкий, убористый, но современный и удобно читаемый шрифт, который впоследствии использовался в типографском деле на Руси. Первые богослужебные печатные книги XVI века нумеровались по листам (сейчас и по страницам. – Прим. автора), и буквенная нумерация проставлялась в нижнем правом углу листа.
Протоиерей Илия, представляя собравшимся экспозицию богослужебных книг, отметил, что День православной книги с 2010 года отмечается по предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приурочен к дате выхода первого точно датированного печатного издания Руси – книги «Апостол», изданной диаконом Иваном Фёдоровым 1 марта 1564 года (14 марта по новому стилю).
Было также рассказано о богослужебных и назидательных книгах, употребляемых при Богослужениях. Во время беседы заключенные имели возможность непосредственно ознакомиться с книгами на церковнославянском языке из приходской библиотеки.