Великопостные Богослужения с чтением Великого канона

28-29 марта 2012 г.

28-29 марта в храмах: в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Сачковичи и во Имя Святой Троицы с. Лобановка Климовского района, утром и вечером совершались Великопостные Богослужения с чтением Великого канона и жития Преподобной Марии Египетской. Особенностью этих богослужебных дней является то, что в отличие от первых четырех дней Великого поста Великий покаянный канон Преподобного Андрея Архиепископа Критского читается не на Великом повечерии, а на утрене не  по частям, а весь в полном составе.

Анна Ахматова

Я в этой церкви слушала Канон
Андрея Критского в день строгий и печальный.
И с той поры великопостный звон
Все семь недель до полночи пасхальной
Сливался с беспорядочной стрельбой.
Прощались все друг с другом на минуту,
Чтоб никогда не возвратиться...
/1920-е годы/

 

                 

 

  

 

 

 

Великий канон читается за великопостным Богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет. Сначала он имел только 210 тропарей, позже Церковью было присоединено к ним еще 40 в честь его составителя и в память Марии Египетской. В настоящее время канон состоит из 250 тропарей, и Великим он именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения.

Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние Святого Андрея глубокое и искреннее. Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех его песнях: "Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен". "Благоутробен" - значит милостив и милосерд так, как Мать, которая как бы всей утробой, всем существом своим, жалеет ребенка и любит его всем своим сердцем. Чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи. Этому и учит нас в своем каноне Святой Андрей Критский.

Весь Ветхий Завет предстает перед нами в тропарях канона, как школа покаяния. Показывая добродетели и подвиги святых, святой не забывает и о злых и жестоких делах, побуждая нас подражать добрым и отвращаться злых. Но в Великом каноне есть не только примеры из Священного Писания, есть здесь обращение и увещание душе, рассуждения, молитвы. Как будто старец, исполненный сострадания и любви, берет нас за руку и вводит в свою келью, чтобы собеседовать с нами, рассказывать, делиться своим опытом, и, вместе с нами, смиренно и горячо молиться.

Преподобный Андрей, Архиепископ Критский родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. Из свидетельств о раннем детстве святого известно, что до семи лет его считали немым, т. к. до этого времени он не произнес ни одного слова. Когда же, по достижении семилетнего возраста, он причастился в церкви божественных Таин Тела и Крови Христовых, немота его разрешилась и он стал говорить. После этого явленного чуда родители отдали свое чадо постигать премудрость божественных книг. На четырнадцатом году жизни, Святой Андрей, был приведен родителями в Иерусалим для служения Богу в монастыре Братства Гроба Господня. По пострижении в монашество Андрей был назначен нотарием, т. е. секретарем, Иерусалимской патриархии, как человек весьма разумный. Он проводил добродетельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже и сам Иерусалимский Патриарх. После 681 года, когда в Константинополе происходили заседания Шестого Вселенского Собора, Святой Андрей, состоявший тогда в Архидиаконском сане, вместе с двумя старцами-монахами, был послан в Византийскую столицу от лица своего Патриарха, чтобы представить Императору документы, подтверждающие полное согласие с решениями Собора всей полноты Иерусалимской Православной церкви.

После окончания Собора старцы-монахи возвратились обратно в Иерусалим, а Андрей, сделавшись известным, своей книжной премудростью и глубоким знанием догматов Церкви, императору и святым отцам, был оставлен в Константинополе, получив навсегда прозвище "Иерусалимита", т. е. "Иерусалимлянина". В столице Империи он получил послушание возглавить Дом для сирот при Великой церкви Святой Софии с зачислением в клир главного храма Византии. 20 лет служил он в сане диакона и трудился в Доме сирот, проявляя должную заботливость и попечение. Здесь же, в Константинополе, он начал слагать свои дивные песнопения, которыми богато украсил литургическое наследие Святой Церкви.

После двадцатилетнего Диаконского служения Преподобный Андрей был рукоположен в Епископский сан и назначен на самую далекую кафедру империи - остров Крит, где за свои усердные труды был удостоен титула Архиепископа. Здесь он был светильником миру, просвещающим Христову Церковь богодухновенным учением и добродетельной жизнью. Святой пастырь Критский строил храмы Божии, а также дома для сирот и престарелых. Для своей паствы он был любящим отцом, неустанно проповедующим и, молитвами своими, отражающий все напасти и невзгоды, а для еретиков являлся непреклонным обличителем и грозой. Не оставлял  Преподобный Андрей и трудов по составлению церковных песнопений.

Несколько раз Святитель, оставив Крит, посещал Константинополь, где виделся с Патриархом и Императором, а также с близкими ему людьми. Там же выступил он в защиту святых икон, когда в Византии началось иконоборчество. В свое последнее посещение столицы, Преподобный Андрей, почувствовав приближение скорой кончины, простился со своими друзьями. По дороге на Крит он сильно заболел. Тяжелый недуг заставил его остановиться на острове Митилина в городке Ерессо, где Святой угодник в Бозе почил 4 июля около (740 года. ?).

Святитель Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Его перу принадлежат каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, т. к. в его время этот праздник отдельно не праздновался). Великопостное Богослужение, кроме Великого канона, было украшено и другими творениями Святого песнописца. В рукописях сохранились каноны Недели Ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы, включая и Великий Пяток. В Великую Субботу исполнялся четверопеснец Святого Андрея, к которому позднее присоединяли свои четверопеснцы и каноны Св. Косма Маюмский, инокиня Кассия, и Епископ Марк Отрантский. По количеству оригинальных мелодий-напевов Святой Андрей превосходит даже столь великого Песнописца, как Преподобный Иоанн Дамаскин. Составляя Октоих, Святой Иоанн вносил в него ирмосы и напевы Святителя Андрея Архиепископа Критского.


По материалам православных сайтов: http://www.pravoslavie.ru  и  других.

телефон hram.sachkovichi@yandex.ru

e-mail 8-929-021-40-02

Sachkovichi.ru © 2012 Все права защищены
Создание и поддержка сайта SiteStars